РИГА, 6 дек — Sputnik, Евгений Лешковский. Этим летом Латвийская организация экономического сотрудничества и развития (LIAA) представила свое исследование о доступности жилья в Латвии.
Недоступное жилье
Исследование проводилось на протяжении почти двух лет по заказу министерства экономики. В исследовании приняли участие около 30 экспертов в области жилищного строительства. Первый и самый, пожалуй главный вывод, к которому, впрочем, никто из государственных мужей не прислушался: с 2008 года жилищное строительство находится в стагнации, и поддержка государства при строительстве и реновации жилья крайне ограничена. И с лета новостей от госслужб о том, как они планируют решать проблемы очередников, никто не слышал, хотя скоро уже Новый год.
Темой бесконечной очереди на жилье давно занимается представитель Латвийского комитета по правам человека и Латвийской ассоциации жильцов денационализированных домов, нанимателей жилья, активист-общественник Виктор Елкин. Причем занимается он этим вынужденно. В беседе с корреспондентом Sputnik Латвия Елкин рассказал, как обстоят дела.
"Правила постановки на квартирную очередь в той же Риге не менялись аж с 2015 года, хотя пять лет – срок немалый. Тем временем жизнь не стоит на месте. К примеру, любое превышение критериев (один из них – уровень заработка или получение каких-либо дополнительных пособий) влечет за собой исключение нуждающегося человека из очереди, несмотря на многолетнее стояние там при ежегодном подтверждении своих доходов Последнее – необходимо, ведь, если человек или семья получают даже чуть больше определенного минимума, то они не имеют права стоять в очереди на жилье", - пояснил Елкин.
Он рассказал, что, по мнению представителей власти, эти люди должны арендовать квартиры в Риге. Для рядового пенсионера, при гарантированной государством "социальной пенсии" в 80 евро, или человека "на пособии", это просто нереально. Потому что "двушка" в столице стоит как минимум 300 евро в месяц, плюс еще 100 евро за разные коммунальные платежи.
"Абсурд и бесчеловечность всей системы постановки на очередь и стояния в ней сказываются еще и в том, что, например, многие люди даже после очередной индексации пенсий были из очереди безжалостно вычеркнуты. Особенно страдают жильцы денационализированных домов, оставшиеся без квартиры, поскольку даже мизерное пособие "по освобождению жилья" (есть в стране и такое, и оно – копеечное) заморожено с середины 2009 года. Хотя цены за 11 лет выросли на все неимоверно", - отмечает Елкин.
Елкин напоминает, что в начале 2000-х, во времена мэра Гундарса Боярса, когда в Рижской думе у власти были еще Латвийская социал-демократическая партия и объединение ЗаПЧЕЛ, реновировали многоэтажки в районе Дрейлини. И с тех пор, как отмечают эксперты LIAAA, а это аж с 2008 года, жилищное строительство в Латвии вообще и в Риге в частности находится в стагнации и поддержка государства при строительстве и реновации жилья крайне ограничена.
На что еще обратили внимание эксперты LIAA? На то, что в Латвии более 70% жилья находится в частной собственности, и от этого никому не легче.
Когда государство отвернулось
Елкин напомнил что в той же столице большая часть жилого фонда была построена в советское время, причем в крайне непростое историческое время. Фактически на пустом месте с 1946 года по 1974, то есть, менее чем за 30 лет, создали целые районы – Пурвциемс, Югла, Плявниеки, Кенгарагс, Зиепниекалнс и так далее.
Тогда же действовал и жилищный кодекс, где было четко прописано, кто за что отвечает, вплоть до обязанностей дворника. Сейчас, отмечает Елкин, такого кодекса нет, и государство просто отвернулось от проблем очередников.
"Еще в "страшные советские годы", о которых так часто говорят представители латышских национальных партий в парламенте, определялось состояние дома, а затем, например, людей из аварийного жилья сразу ставили в очередь на новое. Зато, в годы независимости, особенно в 1990-е, провели денационализацию, потом была вселатвийская приватизация жилого фонда. Часто аварийное жилье специально передавали, в том числе, и в частную собственность: чтобы собственник провел реновацию, а потом продавал или сдавал квартиры. По замыслу авторов той "реформы недвижимости", ответственность за состояние жилых домов должна была перейти к их собственникам – по примеру других европейских стран. Но Латвия и в этом не стала оглядываться на другие европейские страны и пошла своим тернистым путем… Владельцы приватизированного жилья далеко не все решились на перенятие дома в собственность, чтобы потом ответственно подойти к капитальному ремонту дома", - поясняет Елкин.
Про состояние жилого фонда в годы независимой республики вообще надолго забыли. И, как констатировали эксперты LIAAA, состояние жилого фонда за все годы независимости поддерживается даже в столице крайне недостаточно. Еще, оказывается, в Риге более трети жилья в плохом санитарном состоянии. К примеру, может отсутствовать сливная канализация. И это все в европейской столице, подчеркивает Виктор Елкин.
Все проблемы усугубляются тем, что многие жители не могут переехать в дома лучшего качества. Это потому, что предоставление ипотеки для покупки дома (квартиры) остается недоступным для основной массы людей.
Эксперты LIAAA считают, что только 43% латвийских семей могут позволить себе ипотеку на квартиру в 50 "квадратов", и только 27% могли бы позволить себе ипотеку на квартиру 75 "квадратов" (нормально для семьи, в которой три человека).
Легче уехать, чем получить квартиру
Елкин отмечает, что несмотря на жуткую демографическую яму, в Риге люди все же рождаются и тут же записываются в бесконечную очередь (правда, дети могут даже не надеяться получить квартиру раньше того времени, когда закончат вуз, если, конечно, не уедут из Латвии). К тому же, в стране крайне актуальна проблема жителей денационализированных домов: когда новоявленные собственники выбрасывают на улицы целые семьи, говорит общественник.
"Однако более точно о всей глубине проблемы вам сейчас никто в Латвии (и в частности в Риге) не ответит. Можно лишь сказать, что в очереди на жилье, например, в столице, стоят десятки тысяч людей, включая семьи с детьми. Но точное число необходимых квартир нельзя понять. Сейчас, причем, срочно, государству необходимо организовать ревизию – проверку всех домов хотя бы в столице, и тех, что были построены в годы Первой республики, и тех, что – в советское время. В частности, в 1940-1950-х. Да, Ушаков за столько лет правления в Риге мог бы организовать полную инспекцию всех домов (например, изучить состояние несущих конструкций, которые сильно пострадали в те же 1990-е, когда очень многие квартиры перепланировали без должных проверок и разрешений). Следовало бы понять, насколько те пригодны для жилья и сколько лет еще простоят, однако мэр за много лет правления ограничился в основном ревизией балконов. И теперь уже на государственном уровне важно провести инспекцию всех зданий, поскольку проблема слишком велика и запущенна, чтобы ее смогли решить силами одного муниципалитета с дырявым бюджетом. И очень не хочется дождаться того момента, когда здания начнут попросту складываться, и очередь на жилье увеличится, причем многократно", - бьет тревогу Елкин.
Все, что за эти годы выросло в столице – это дома, построенные частными компаниями с частными инвесторами, заметил Елкин. По его словам, дорогие квартиры в таких многоэтажках рядовые очередники, часто, малоимущие семьи с детьми (как раз таких в очереди на жилье - большинство), не в состоянии себе позволить.
"Ладно, у государства, может быть, сейчас не так много свободной техники и рук, и вообще средств, чтобы строить дома так же быстро и хорошо, как это делают частные компании. Значит, для решения проблемы очередников логично было бы объединение государства с частными компаниями. За счет вливания государственных инвестиций частные компании могли бы строить дома и продавать там квартиры по самым самым низким ценам (для очередников), либо сдавать их в аренду без права выкупа, либо еще какой-то вариант возможен. Но пока скорее видится такая перспектива: нуждающиеся в жилье люди, даже семьи с детьми, будут все активнее покидать Латвию, и в той же Риге очередь за квартирами станет сокращаться как бы сама собой",- прогонозирует общественник.