Недавно я писала о том, что COVID-19 в Латвии дал специфическое, свойственное, пожалуй, только этой стране осложнение: представители власти стали завираться и побуждают поступать так же вверенное их заботам население.
Ну и шутки у вас, поручик
Чего стоит скандал с бывшим уже министром среды и регионального развития Юрисом Пуце, который требовал у однопартийца из Рижской думы пропуск на бесплатную стоянку в центре Риги. Причем сначала он сказал, что этого не было, а после того, как обнародовали запись, заявил, что просто пошутил. Довольно неуклюжее оправдание.
Несмотря на это министр обороны Артис Пабрикс, ведомство которого недавно уличили в покупке бракованных медицинских масок на три миллиона евро, встал на защиту коллеги, перейдя в наступление на "диванные войска" . Он в своем Twitter написал : "Легко осуждать других, сидя на диване и не неся какой-либо ответственности".
Можно подумать, что речь идет о каком-то грандиозном задании, которое Пуце провалил, не сдюжил, не оправдал. Но никто, кажется, не возлагал на него ответственность в таком деле, как получение халявного пропуска на стоянку в центре Риги для жены.
Интересно, что сам Пабрикс, оправдываясь за покупку негодных масок, тоже то ли пошутил, то ли сказал всерьез, что в министерстве просто перепутали название фирм-поставщиков. Я вот теперь опасаюсь, как бы не напутали с названием при покупке вакцины от COVID-19. Вместо Pfizer прочитают Fazer? и будет у нас вместо вакцины шоколадных батончиков на несколько миллионов евро. Лучше, чем ничего.
Нелепо шутит президент Латвии. Он сказал, что браком в Латвии остается союз между мужчиной и женщиной, а вот определение семьи надо будет расширить в угоду настойчивости ЛГБТ. А какая, собственно, разница? Шел бы уже до конца и сказал бы, что отныне в Латвии браки допускаются между лицами одного пола и совсем без пола, равно как и семьи.
Абсурд не стесняются творчески применить в законотворчестве. Минобразования подало в Сейм поправки к закону "Об образовании". Теперь у нас дистанционное обучение стало частью очного образования. Как это? А разве очное образование это не тогда, когда ученик находится в одном помещении с преподавателем?
Остается только дождаться, когда Минюст предложит поправки, которые введут понятие дистанционного изнасилования. Впрочем, это именно то, что творит с нами власть во время пандемии.
А Сейм что, помойка?
Выяснилось попутно, что у наших политиков плохо с чувством юмора, и Пуце пришлось пойти в отставку, не завершив дело всей своей жизни. Я не про бесплатную стоянку, а про административную реформу.
Более того, его однопартийцев возмутило то, что сдав министерский портфель, Пцуе непринужденно вернулся в Сейм, хотя по совести должен был оставить и мандат депутата. Разве человек, опозоривший себя и своих товарищей на посту министра, не бросает тень на весь Сейм? Или Сейм — это такая помойка, которая все стерпит?
Хотя политолог Филлип Раевский считает, что желание бесплатно парковаться — это не такой уж и смертный грех. Что в Сейме есть депутаты, находящиеся под следствием за более тяжкие деяния. Более того, к следующим выборам избиратели, как это часто бывает, забудут прегрешения Пуце.
С тем, что у латвийского избирателя наблюдаются признаки амнезии, согласна и политолог Лелде Метла-Розентале Это, конечно, вопрос, вспомнит ли народ эту историю на будущих выборах.
Но отличным примером того, как избиратели долго демонстрировали завидную память на лица и не избирали политика в Сейм, является министр Юстиции Янис Борданс. Как пишет портал Freesity, в латвийской политике полным-полно лузеров. Но даже на их фоне Борданс выделяется.
Вознесение святого Борданса
Он проиграл почти столько же выборов, в скольких участвовал. От партии "Латвийский путь" он не прошел в 5-й (1993) и 6-й Сеймы (1995), а также в Рижскую думу в 1997-м (правда, в 1994-м он ненадолго получил "мягкий мандат" депутата Сейма вместо выбывшего товарища по партии).
Вернувшись в политику в 2010 году, он баллотировался от "Единства" на выборах в 10-й Сейм — снова мимо. Если карта не идет, надо менять колоду, и на внеочередных выборах в 11-й Сейм (2011) он уже шел по списку Национального объединения. Не помогло.
В этот период Бордансу все-таки подфартило: после отставки Гайдиса Берзиньша, в 2012-м, его назначили министром юстиции. Но уже через год Национальное объединение со скандалом изгнало Борданса.
В 2014-м он зарегистрировал Новую консервативную партию (НКП) и уже от нее пошел на выборы в 12-й Сейм. Результат прежний — мимо. И только число 13 на выборах следующего Сейма оказалось для него и его партии счастливым.
Между тем, некоторые считают, что Бондарсу все так же не место латвийской политике и Сейме, потому что это именно он год назад отправился в Вашингтон, где убедил администрацию Трампа ввести международные санкции в отношении принадлежащего Латвийскому государству Вентспилсского свободного порта.
В результате грузооборот Вентспилсского порта упал более чем на 40%, а в Рижском порту - на четверть. Объем международных железнодорожных транзитных грузов снизился вдвое, Latvijas Dzelzcels из прибыльного государственного предприятия превратилось в бедное и требующее дотаций. Количество уволенных сотрудников исчисляется тысячами.
Несмотря на все это, латвийская католическая церковь выбрала Борданса, как одно из публичных лиц, которое будет продвигать в массах христианскую веру и рекламировать ее добродетели в рамках специальной кампании. А ведь тут, во-первых, конфликт интересов (богу-богово, а кесарою-кесарево), так как Минюст курирует религиозные организации. Во-вторых, Борданс — политик, деятельность и этические качества которого многие, в том числе и католики, расценивают неоднозначно, пишет публицист Марис Краутманис. В третьих, такой пиар-ход можно расценивать не как рекламу католической церкви, а как рекламу самого Борданса и утратившей свое влияние Новой консервативной партии.
Борданс весьма и порой даже весьма-весьма агрессивен, пишет Краутманис, а его партия больна параноей — везде ей мерещатся враги — генеральный прокурор, судьи, следователи и т.д. Установка партии — все плохие кроме нее самой. В связи с чем от Борданса следует ожидать не смирения и человеколюбия в католической трактовке, а охоты на ведьм, то есть на своих политических конкурентов. Поэтому участие этого политика в проекте, восхваляющем христианские ценности выглядит весьма странно.
Тайны латвийского двора
Вообще, похоже, что на Латвию спускается какое-то средневековье. Представители элиты, кажется, возомнили себя, кто святыми, кто особами голубых кровей, которые попадают во власть не в результате волеизъявления черни, но по праву рождения.
Почему латвийский избиратель с упорством, достойным лучшего применения, раз за разом выбирает те политические силы, которые выводят на верхушку властной пирамиды людей, сомнительных с деловой и этической точки зрения? И будет ли этому конец?
Правящие в Латвии политики могут попытаться просто игнорировать общественное недовольство. Но единственная часть общества, которую коронавирусный кризис не затронул в финансовом отношении, - это чиновники, а их голосов может не хватить, чтобы на будущих выборах сохранить власть. Так считает обозреватель газеты Diena Магда Риекстиня
Она ссылается на мнение опытного политика, депутат Европарламента Роберт Зиле, который недавно в дискуссии о европейской экономике предупредил: если деньги, которые необходимы для преодоления коронавирусного кризиса, попадут к получателям поздно, "граждане всех стран ЕС будут рассержены на всю политическую элиту". Но не в Латвии.
"Латвийская политическая среда такова, что, по сути, некому прийти на смену элите", - считает Риекстиня. Похожим образом на днях высказался и президент этой страны, ставя оценку деятельности правительства: другого у нас нет, и это вина избирателей, ибо "что посеешь, то и пожнешь"
По сути, благодаря инертности, забывчивости и разделенности электората по нациоанальным пещерам, а так же несовершенству избирательной системы, мы попали в ловушку. Долгие годы у руля одни и те же лица, свежей крови в сосуды власти не попадает, поэтому элита, судя по всему, вырождается.
Точно так же происходило во многих монарших династиях Европы: поколениями царственные особы женились друг на дружке, невзирая на родство (не вступать же в альянс с чужаками и всяческой оппозицией), а в результате кровосмешения вырождались и деградировали так, что порой без содрогания невозможно смотреть на их портреты.