РИГА, 19 ноя — Sputnik. Уже пять месяцев парализована работа благотворительного фонда Novum Riga Charitable Foundation, учрежденного владельцами банка ABLV, который застрял в процессе самоликвидации. Деньги фонда заморожены, и правоохранители не сообщают, почему и когда средства разморозят. Фонд готовит иск в Европейский суд по правам человека, сообщает Neatkarīgā.
Механизм работы благотворительных фондов такой: деньги берутся у тех, у кого их много и кому их не жалко, и вкладываются в различные программы, чтобы помочь тем, кому денег не хватает: больным людям, одиноким детям, отрасли культуры. По этому же принципу работал и фонд Novum Riga Charitable Foundation Эрнестса Берниса и Олега Филя, работал до июня, пока Служба финансовой разведки не решила заморозить его средства.
Служба финансовой разведки не предоставила исчерпывающего обоснования – последовало только заявление, что "банковский счет, который фонд открыл после приостановки деятельности банка ABLV в 2018 году, мог быть использован для легализации преступно нажитых средств".
В целом заморожено девять миллионов евро. Большая часть из них – это накопления на строительство Латвийского музея современного искусства. Музей спроектирован, проект согласован, но когда он будет построен и будет ли вовсе, сказать никто не может, потому что правоохранители, арестовавшие средства, молчат.
Вполне возможно, что они готовятся национализировать эти деньги, как и часть вкладов банка ABLV. Раз уж найти оснований для отправки Берниса и Филя в тюрьму, как этого потребовало правительство США, не удалось, по крайней мере так можно навредить обоим банкирам и продемонстрировать покорность заморским союзникам. Но тем самым наносится вред всем, кто зависит от деятельности фонда, в том числе латвийской отрасли культуры.
Полиция бьет лежачего
Это уголовное дело расследует Управление по борьбе с экономическими преступлениями Госполиции, но оно не ответило на запрос журналистов о том, что будет с накоплениями фонда. В принципе, это было ожидаемо, потому что вся информация, связанная с заказом США и активностью правоохранителей по его осуществлению, тщательно дозируется. Распространяются только те сведения, которые вредят интересам ABLV. Другие банки полиция ограждает от нежелательной публичности, но в данном случае – бьет лежачего.
Чтобы как-то защититься, после заморозки средств фонд стал публиковать переписку с правоохранительными органами. Но потом прекратил, объяснив, что это ему запретила делать полиция.
"В конце сентября мы получили об этом особое уведомление. Нам запрещено публиковать полученные ответы, несмотря на то, что они формальные. По каждому ответу, который мы хотим опубликовать, нужно писать отдельный запрос. По поводу одного запроса мы получили ответ – нам разрешено опубликовать только вводную часть ответа прокуратуры и часть с решением.
Мы по-прежнему за открытость, поэтому, как только нам разрешат продолжить более широкое освещение ответов, мы снова будем это делать", - сообщил фонд.
Пострадавшие встретятся в Страсбурге
Пятимесячный юбилей заморозки средств фонд отметил заявлением о готовящемся обращении в Европейский суд по правам человека. Заявление подадут в ближайшее время.
"Мы глубоко убеждены, что то, что сделано с фондом, несправедливо, мы широко освещали это в нашей коммуникации в социальных сетях и в жалобах. С июня мы подали более 35 жалоб и заявлений в полицию, прокуратуру и суд. К сожалению, на все мы получили формальные ответы, а не ответы по существу, и большую часть наших заявлений отклонили", - отмечают в фонде.
Скорее всего, это будет не единственное дело в Страсбурге, которое будет касаться пострадавших в деле ABLV. Иски готовят и обманутые Латвией вкладчики, а так как коллективное заявление в этом случае невозможно, процессов может быть несколько.