РИГА, 11 ноя — Sputnik, Андрей Солопенко. В стенах офиса партии "Русский союз Латвии" прошла конференция, посвященная подаче исков в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и Комитет по правам человека ООН (КПЧ ООН) против реформы образования в Латвии, целью которой является перевод всего обучения на латышский язык. Как подчеркнули приглашенные эксперты и родители, подача исков является реальной возможностью изменить ситуацию.
Русские в Латвии не гости
Согласно утвержденным поправкам к закону об образовании, с 2021 года все обучение в средних школах будет проходить на латышском языке, в основных школах на нем будут 80% предметов, а в начальных – 50%. Постепенный переход к этой пропорции уже начался. Также, согласно правилам кабинета министров, с 1 сентября прошлого года латышский язык стал основным во всех учреждениях дошкольного образования, что существенно сократило возможности русских детей получать образование на своем родном языке.
Однако многие родители не согласились с такой участью для своих детей и решили бороться против данной реформы, объединившись в Сообщество родителей в Латвии. Представитель этой организации Юлия Сохина в своем выступлении на конференции отметила, что у детей уже с пяти лет основным языком занятий должен быть латышский, а к первому классу им необходимо знать и писать на двух языках, что не всем по силам.
"Конечно, освоить двойной объем информации тяжело и это может негативно повлиять на ребенка", – указала она.
По ее словам, подобная неоправданная нагрузка может привести к тому, что у детей будут образовываться многочисленные комплексы, не разовьются некоторые таланты и сформируется заниженная самооценка.
"Обучение на родном языке приносит, несомненно, больше плюсов и развивает ребенка, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, где есть четкая связь качества образования с языком обучения. Эксперты прямо рекомендуют обучать детей на родном языке. Как минимум до восьмого класса, но лучше и дольше", – отметила Сохина.
Общественница рассказала, что часто сталкивается с мнениями, что, живя в Латвии, нужно учиться на латышском языке, ведь в Германии или Англии никто не требует обучения на русском языке.
Однако, как подчеркнула Сохина: "Мы никуда не уезжали, мы здесь живем. Русская школа в Латвии была основана 230 лет назад и на протяжении всего этого времени продолжала действовать, никто ее не закрывал. Латвия всегда являлась многонациональной страной, и об этом нужно помнить, как и о том, что русскоговорящих тут 37%, а в Риге итого больше – 53%", – заявила активистка Сообщества родителей.
Две большие разницы
Также Сохина обратила внимание, что у учащихся на неродном языке могут быть явные проблемы в знаниях.
"Учить другой язык и учиться на другом языке – это абсолютно разные вещи, и очень печально, что большинство наших соседей-латышей не понимают этой разницы. Ведь мы совершенно не против того, чтобы наши дети изучали латышский язык, но учиться на нем, изучать на нем сложные предметы, такие как математика, физика или химия, – это совсем другое дело", – подчеркнула активистка.
По ее мнению, ребенок будет осваивать язык за счет других предметов.
"Да, на выходе мы получим, что ученик более или менее будет знать латышский язык, но у него окажутся пробелы в других знаниях, что приведет в том числе и к потере интереса к учёбе. На мой взгляд, это уже наблюдается. Если предмет идет полностью на латышском языке, то сначала ребенок пытается понять и включиться, но в какой-то момент он начинает терять нить повествования, и интерес к предмету пропадает. Так происходит с одним предметом, но если их много, то может пропасть и интерес к учебе в целом", – предположила Сохина.
В связи с этим, как считает представитель Сообщества родителей, подача исков в ЕСПЧ и КПЧ ООН просто необходима, чтобы остановить негативные последствия реформы. И, как указал правозащитник, депутат Рижской думы Владимир Бузаев, для этого желающим нужно заполнить анкету на портале parents.lv.
"К ней лучше сразу приложить свидетельство о рождении ребенка и справку из его учебного заведения. Конечно, этой справки у родителей на руках нет, и за ней придется идти в школу, которая может быть даже видна из окна дома, поэтому потратить на это пять минут может каждый", – заявил Бузаев.
После заполнения анкеты все указанные в ней данные вносятся в исковую жалобу, чем как раз и занимается Владимир Бузаев, отметивший, что иски можно подавать не только тем, чьи дети учатся в школах, но и тем родителям, у которых дети еще пока посещают детские сады. По его мнению, именно массовая подача исков может подтолкнуть ЕСПЧ и КПЧ ООН рассмотреть их в ускоренном порядке. Также иски могут подтолкнуть международные органы, давшие рекомендации Латвии отменить реформы, более решительно требовать от страны выполнения этих рекомендаций.
Президент прав
В конференции приняли участие и несколько родителей, которые подали иски в суд. Один из них, Игорь Врублевский, рассказал, что ранее он жил в информационном пространстве, где учеба на латышском языке считалась нормальным явлением.
"Поначалу я тоже думал, что это нормально – ребенок будет знать два языка – латышский и русский. Но изучив детально тему, понял, что сильно заблуждался. Поэтому очень важно, чтобы ребенок получал образование на родном языке", – заявил он.
Еще одним из родителей была мать двоих детей, школьника и дошкольника, Инна Дьери. По ее словам, своего старшего сына она поначалу отправила в латышский детский сад, думая, что это поможет ему лучше освоить язык, однако в итоге этого не произошло.
"Мой ребенок не только не освоил латышский, но еще и с трудом начал осваивать родной русский. Мы перевели его в логопедическую русскую группу, в тот момент нам пришлось пройти слуховую комиссию, и все врачи-специалисты нам с мужем заявили, что наш сын, которому тогда было 3,5 года, должен учиться в русской группе детского сада", – отметила она.
По ее словам, врачи задались вопросом, почему они отправили ребенка в латышский детский сад, если сами в семье говорят на русском языке. Дьери ответила, что хотела подготовить сына к обучению на латышском языке в школе, но после фразы врача: "вы хотите его к школе подготовить или чтобы он заговорил?", поняла, к каким последствиям это может привести.
"Конечно, мой ребенок заговорил, но для этого пришлось исключить все неродные языки", – поделилась своим личным опытом Инна.
Тем самым, как указывает Дьери, родной язык является основным фундаментом для ребенка, чтобы такого рода проблемы не возникали.
"Если ребенок воспитывается в русскоязычной семье, ему очень важно начать образование на русском языке до полного становления речи и мышления. И даже президент Латвии сказал, что только на родном языке человек может полностью выразить свою мысль", – сказала она.
Чтобы добиться обеспечения образования на родном языке, Дьери и решилась подать иск.