Финские дайверы в августе обнаружили на дне Балтийского моря практически неповрежденное торговое судно 17-го века. Основываясь на характере повреждений, специалисты объявили, что торговый парусник затонул в результате шторма.
За 20 лет работы на северо-западе России - это и восточная часть Финского залива, и впадающие в него реки - найдено более 600 объектов, рассказал в эфире радио Sputnik исторический консультант Центра подводных исследований Русского географического общества Андрей Лукошков.
"Мне трудно выбрать из них наиболее интересные, потому что интересны все. Другое дело, что какие-то из них стали более известными. К примеру, к юбилею Победы мы вели работы на немецком эсминце Т-31, затопленном советскими торпедными катерами в марте 1944 года. Это самая крупная победа надводных сил Балтийского флота в Великой Отечественной войне. Его не могли найти 75 лет, а нам это удалось", - рассказал Лукошков.
Специалист объяснил, что исследователи работают с архивами, локализуют вероятные зоны поиска и с помощью акустической аппаратуры обнаруживают лежащие на дне объекты.
"Финский залив хорош тем, что здесь слабое накопление осадков. Корабли практически не занесены осадками, а почти пресные холодные воды хорошо сохраняют упавшие на дно объекты. Металлические корабли или самолеты, конечно, ржавеют, а деревянные сохраняются великолепно", - рассказал собеседник Sputnik.
Эксперт рассказал еще об одной специальной экспедиции, организованной в 2020 году.
"Несколько лет назад мы нашли потопленный немцами в 1941 году советский военный танкер, который шел с грузом нефти. Когда его нашли, он был еще целый, а два года назад во время контрольного погружения обнаружили, что начала сочиться нефть. Организовали специальную экспедицию с экологическим уклоном, вместе со специалистами отбирали пробы, и сейчас лаборатория анализирует интенсивность выхода топлива и степень угрозы для Балтийского моря. Затем будут приняты меры по защите Финского залива от выхода нефти", - рассказал Лукошков.
Он отметил, что Центр подводных исследований РГО занимается в основном научной работой - это подводная археология.
По словам эксперта, подъем судов - это крайне сложный вопрос.
"Поднять-то мы можем, вопрос - как сохранить. Небольшие вещи поднимаются, реставраторы их консервируют и передают в музеи. Реставрировать и сохранить большой корабль - это большая проблема. В Швеции был поднят знаменитый корабль "Васа", и его 30 лет консервировали. К сожалению, технологии консервации оказались недостаточно проработаны, в древесине находится сера, которая сжигает ее изнутри", - объяснил Лукошков.