РИГА, 5 окт — Sputnik. На днях суд в Милане начал рассмотрение апелляции по делу старшего сержанта Национальной гвардии Украины Виталия Маркива. Его обвиняют в причастности к убийству итальянского фоторепортера Андреа Роккелли и его российского коллеги Андрея Миронова во время боев под Славянском в 2014 году.
Год назад Sputnik Латвия рассказывал о состоявшемся в городе Павия суде первой инстанции, который приговорил Маркива к 24 годам лишения свободы. Вкратце напомню подробности дела.
Охота на людей
В 2014 году 24 мая группа журналистов, в состав которой входили Роккелли, Миронов и французский фотограф Вильям Рогулльон, приехала в Андреевку (пригород Славянска). Группа попала под минометный обстрел со стороны холма Карачун, где занимал позиции батальон Нацгвардии, в котором служил Маркив.
Следствием доказано, что обстрел не был случайным или хаотичным. Огонь велся конкретно по журналистам. Когда они, пытаясь покинуть зону обстрела, побежали к машине, соответственно, сместилось и направление огня. Прицельная стрельба с Карачуна продолжилась и после того, как журналисты укрылись в заросшей кустарником балке, где их настигла смерть.
Тот факт, что огонь велся прицельно по гражданским лицам, подтвержден показаниями получившего ранения, но выжившего француза Рогулльона, а также местного таксиста, привезшего журналистов. Кроме того, Роккелли продолжал снимать до самого момента своей гибели. Сохранилось около сорока его фотографий и 15-минутная видеосъемка.
Каковы были мотивы стрелявших? Возможно, это была "охота", развлечение дорвавшихся до смертоносного оружия отморозков. Сам Маркив, уже после ареста, описал случившееся так: "Человек приходит в саванну и гид говорит ему: не ходи туда, там лев, который может тебя съесть. Человек сам решает, идти ему туда или нет. Если же он все-таки решает идти, и лев его съедает, кто после этого потащит льва в суд?"
В телефонной беседе с журналистами итальянской газеты Corriere della Sera, состоявшейся еще до ареста, Маркив, не называя своего имени, выразился менее образно, но более конкретно: "Обычно мы не ведем огонь в направлении города и по мирным жителям, но как только мы видим движение, мы заряжаем тяжелую артиллерию. Так случилось с машиной двух журналистов и переводчика".
У друзей Андрея Миронова, с которыми мне удалось пообщаться во время процесса в Павии, есть другая версия. По их мнению, основанному на свидетельствах местных жителей, Миронов занимался наблюдениями и вычислениями (он хорошо в этом разбирался), с чьей стороны ведется огонь из тяжелого вооружения — с украинских позиций или с позиций ДНР. Это могло не понравиться украинскому военному начальству, и Миронова со всей группой, что называется, заказали.
Под флагом со свастикой
Виталий Маркив — гражданин Италии украинского происхождения. Родился в Тернопольской области, в подростковом возрасте вместе с матерью и сестрой переехал в Италию. В 2013 году вернулся на Украину, где принял участие в Евромайдане. Когда началась АТО, вступил добровольцем в батальон имени Кульчицкого. Летом 2017 года Маркив приехал в Италию в отпуск и был задержан итальянской полицией в аэропорту Болоньи.
Перед этим прокуратурой Павии, возбудившей уголовное дело по факту убийства Роккелли, было проведено обстоятельное расследование. Было установлено, что к убийству причастен человек, свободно говоривший по-итальянски. Поэтому проверялись все граждане Италии, выезжавшие в 2013—2014 гг. на Украину и остававшиеся там в течение длительного времени. Круг подозреваемых постепенно сужался, и в результате вышли на Маркива.
Многих удивила суровость приговора: 24 года лишения свободы. Могу предположить, что на решение суда повлияли фотографии, найденные в планшете подсудимого. Например, фото мужчины с мешком на голове в багажнике автомобиля (по словам Маркива, мужчину задержали при попытке заминировать дорогу).
На другой фотографии Маркив в форме украинской Нацгвардии позирует на фоне флага со свастикой. Это уж точно не добавило ему симпатий итальянцев. Павия, где проходил суд, — "красный" город, где стены домов изрисованы серпами-молотами и антифашистскими лозунгами.
Вмешается ли Папа Римский?
Вынесенный Маркиву приговор вызвал шок на Украине. Украинское руководство, плохо понимая, как устроено правосудие в государствах Евросоюза, предприняло ряд усилий, которые иначе как истеричными не назовешь.
Например, стало требовать выдачи Маркива Украине, поскольку, наряду с итальянским, у него есть и украинское гражданство. Но с точки зрения законов Италии украинское гражданство Маркива — это его личное дело. Для Италии он — только итальянский гражданин, значит, оснований для выдачи другому государству нет.
Далее последовали звонки Зеленского итальянскому премьер-министру с просьбой "разобраться". Причем информация об этом была передана в украинские СМИ. Понятно, что глава правительства в любой стране имеет некоторые неформальные возможности. Но после того, как информация попала в публичное пространство, он даже не пошевельнет пальцем — чтобы политические оппоненты не обвинили его в давлении на суд.
В июне этого года состоялся телефонный разговор Зеленского с Папой Римским Франциском. По итогам беседы офис президента Украины проинформировал, что "Его Святейшество… занимается вопросом освобождения украинского военнослужащего Виталия Маркива". Зеленский изо всех сил хочет продемонстрировать, что он "своих не бросает", но в то, что Ватикан занимается вызволением Маркива, верится с трудом.
Откуда взялись "новые факты"?
Более рационально подошел к делу министр внутренних дел Украины Арсен Аваков. Он стал искать (или фабриковать) доказательства, которые бы опровергли виновность Маркива в суде второй инстанции.
Так, украинские полицейские сообщили, что найден некий местный житель, который заявил, что первыми по журналистам начали стрелять не украинские военные с Карачуна, а "сепаратисты" со стороны завода "Зевс".
Но главным из представленных Украиной доказательств является внезапно обнаруженная записка в кармане погибшего Андрея Миронова, написанная рукой пресс-секретаря Игоря Стрелкова. Не буду перегружать читателей деталями, но суть такова: "сепары" отвели журналистам роль сакральной жертвы, чтобы опорочить Украину в глазах Европы.
Трудно прогнозировать, как эти чудесным образом появившиеся доказательства повлияют на приговор суда второй инстанции. Но думаю, суд в Милане учтет, что высшие должностные лица Украины, включая президента и главу МВД, однозначно заявили и продолжают настаивать на невиновности Маркива. Как в такой ситуации украинские следователи могли объективно расследовать дело? Скорее, они подгоняли свои выводы под уже принятое начальством политическое решение.
Предполагается, что рассмотрение апелляции уложится в пять заседаний. Если не вмешается пандемия или иные чрезвычайные обстоятельства, то уже в этом или начале следующего месяца станет известен приговор.