Суд города Павия в Италии 12 июля приговорил бойца украинской Национальной гвардии Виталия Маркива к 24 годам лишения свободы за участие в убийстве итальянского фотокорреспондента Андреа Роккелли. Суд также обязал Маркива выплатить крупную денежную компенсацию семье погибшего.
Дело напрямую касается и России: вместе с Роккелли был убит российский гражданин - журналист и правозащитник Андрей Миронов. Это произошло весной 2014 года в Донбассе.
Прицельный огонь по гражданским
24 мая 2014 г. международная журналистская группа, в состав которой входили Роккелли, Миронов и французский фотограф Вильям Рогулльон, - приехала в район железнодорожного переезда в Андреевке (пригород Славянска). Группа попала под минометный и гранатометный обстрел со стороны холма Карачун, где занимал позиции батальон Нацгвардии, в котором служил Маркив.
Следствием доказано, что обстрел не был случайным или хаотичным. Огонь велся конкретно по журналистам. Когда они, пытаясь покинуть зону обстрела, побежали к машине, соответственно сместилось и направление огня. Прицельная стрельба с Карачуна продолжилась и после того, как журналисты укрылись в заросшей кустарником балке, где их настигла смерть.
Тот факт, что огонь велся прицельно по гражданским лицам, подтвержден показаниями получившего ранения, но выжившего француза Рогулльона, а также местного таксиста, привезшего журналистов, - Евгения Кошмана. Кроме того, Роккелли, как истинный профессионал, продолжал снимать до самого момента своей гибели. Сохранилось около сорока его фотографий и 15-минутная видеосъемка.
Каковы были мотивы стрелявших? Возможно, это была просто "молодецкая" охота, развлечение дорвавшихся до смертоносного оружия отморозков. Но друзья Андрея Миронова, с которыми мне удалось пообщаться, придерживаются иной версии.
По их мнению, основанному на свидетельствах местных жителей, Миронов занимался наблюдениями и вычислениями (он хорошо в этом разбирался), с чьей стороны ведется огонь из тяжелого вооружения - с украинских позиций или с позиций ДНР. Это могло не понравиться украинскому военному начальству, и Миронова, и всю группу, что называется, заказали.
В любом случае, как сказано на сайте Платформы по защите журналистики и безопасности журналистов Совета Европы, "три опытных журналиста были в гражданской одежде, передвигались в гражданском такси, их местопребывание было известно и их нельзя было спутать с одной из сторон конфликта". Говоря юридическим языком, налицо умышленное убийство.
От диджея до карателя
Виталий Маркив - гражданин Италии украинского происхождения. Родился в Тернопольской области, в подростковом возрасте вместе с матерью и сестрой переехал в Италию. В декабре 2013 года вернулся на Украину, принимал участие в Евромайдане. Когда началась так называемая антитеррористическая операция (АТО), стал добровольцем батальона имени Кульчицкого.
Летом 2017 года Маркив приехал в Италию в отпуск и был задержан итальянской полицией в аэропорту Болоньи.
Перед этим прокуратурой Павии, возбудившей дело по факту убийства Роккелли, было проведено обстоятельное расследование. Маркива подвела тяга к публичности (в Италии он работал диджеем). Зацепкой стало интервью по телефону, которое он дал крупному итальянскому изданию. Маркив не назвал в интервью своего имени, но следствию стало понятно, что в обстреле журналистов участвовал человек, свободно говорящий по-итальянски.
Были проверены все граждане Италии, выезжавшие в 2013-2014 гг. на Украину и остававшиеся там в течение длительного времени. В результате круг подозреваемых сузился до пяти человек. Дальнейшее было уже, как говорится, делом техники: оперативным путем установили личность разыскиваемого.
Итальянские журналисты рассказали, что при задержании в телефоне Маркива были найдены сделанные им фотографии с мест пыток и казней, изобличающие его участие в карательных операциях против мирных жителей. Еще он любил позировать на фоне флага со свастикой. В этом смысле ему не повезло. Павия, где проходил суд, - "красный" город, где стены домов изрисованы серпами-молотами и антифашистскими лозунгами.
Помимо приговора, суд Павии также постановил начать уголовное производство с целью выяснить роль в убийстве Роккелли непосредственного командира Маркива - Богдана Маткивского, ныне депутата Верховной рады Украины. Он, кстати, присутствовал в зале суда в день оглашения приговора.
Це Европа или ИГ*?
Украинская реакция на приговор истерична. Я сейчас не о барышнях в вышиванках, которые приехали в Павию поддержать Маркива возгласами "Слава Украине!" (стоял с ними рядом на одном из судебных заседаний).
Бывший лидер "Правого сектора"*, депутат Верховной рады Дмитрий Ярош предложил в отместку за приговор Маркиву "упаковать" десяток итальянцев - арестовать и осудить на пожизненное заключение.
Если это такая шутка, то вряд ли итальянцы над ней весело посмеются. Скорей, задумаются: с кем они имеют дело в лице Украины - со страной, стремящейся в ЕС, или с аналогом "Исламского государства"*?
Президент Украины Владимир Зеленский поручил МИД и Генеральной прокуратуре срочно заняться вопросом возвращения Маркива на родину. Как пиар-ход - вполне себе ок, добавит Зеленскому еще чуток популярности среди тех же барышень в вышиванках. Но с практической точки зрения - предложение абсолютно бессмысленное.
Виталий Маркив - гражданин Италии. На каком юридическом основании Украина может добиваться его передачи? Даже если Маркив умудрился каким-то образом сохранить украинское гражданство, оно не будет признано законным в Италии. Президенту Украины стоило бы заглянуть в конституцию своей страны, которая не допускает двойного гражданства.
С политической точки зрения, лучшее, что могли сделать украинские официальные лица, пока длился процесс, - принести соболезнования семье Андреа Роккелли и скромно выразить надежду на справедливое решение суда. Но это им не пришло в голову.
Будут ли Маркива судить в России?
24 мая 2014 года прицельным огнем с Карачуна были убиты двое: итальянец Андреа Роккелли и русский Андрей Миронов. Однако суровый приговор Маркиву вынесен за участие в убийстве одного человека - Роккелли.
Никакого скрытого антирусского подтекста здесь нет. Согласно итальянскому законодательству, уголовная ответственность за преступление, совершенное за рубежом, наступает лишь в том случае, если преступление направлено против гражданина Италии. Убийство Миронова - не в компетенции итальянского правосудия.
Собственно, такой же принцип действует и в России. Российские правоохранительные органы имеют все основания для возбуждения уголовного дела против Маркива - в связи с убийством гражданина России Андрея Миронова. Тем более, что вся основная работа по сбору доказательств уже проделана итальянскими следователями, и вряд ли они откажутся поделиться собранными материалами.
На мой взгляд, политически важно продемонстрировать, что государство не оставляет безнаказанными преступления против своих граждан, в какой бы стране эти преступления ни произошли.
* – запрещенная в РФ террористическая организация.