РИГА, 24 сен — Sputnik. Предприятия Калининградского морского порта готовы принять на перевалку белорусские грузы, если их владельцы решатся на изменение экспортных потоков с портов Прибалтики на РФ, заявили представители компаний. Литва при этом сможет возместить по крайней мере часть потерь от ухода белорусских грузов из Клайпеды железнодорожными тарифами от транзита на Калининград.
АО "Калининградский морской торговый порт" (МТП) и "Калининградский морской рыбный порт" (филиал ФГУП "Нацрыбресурс") готовы переваливать на экспорт белорусские грузы, заявил "Интерфаксу" представители предприятий.
Этот вопрос обсуждается уже много лет, а не только в связи с недавним обострением отношений Вильнюса и Минска.
По словам председателя правления МТП Андрея Колесника, речь, прежде всего, шла об экспорте калийных удобрений. Порт был готов инвестировать серьезные средства в развитие специализированного терминала. Однако эти проекты так и не были реализованы.
"Но и сегодня этот вопрос решаем. Даже с учетом того факта, что белорусские грузы пойдут транзитом через Литву в Калининград, а не в порт Клайпеды. Партнеры могут поднять железнодорожный тариф в ответ на решение Беларуси. Но тогда Литва лишится не только доходов от железнодорожного транзита, но и доходов от перевалки в Клайпеде, если братская республика откажется от экспорта через этот порт", - сказал Колесник.
"Калининградский морской рыбный порт" также готов заниматься перевалкой белорусских удобрений, нефтепродуктов, замороженной рыбы, заявил директор порта Александр Громов.
"Вопрос о перевалке белорусских грузов через Калининградский порт во многом зависит от логистики, в которой много политики. Если Беларусь откажется от перевалки своих грузов в Клайпеде, то вряд ли Литва согласится на их транзит в Калининград. Но в этом случае доходов лишится не только порт Клайпеда, но и железная дорога. Если же транзит в Калининград будет разрешен, то железнодорожники Литвы смогут возместить финансовые потери страны", - отметил Громов.
Ранее президент Александр Лукашенко, комментируя санкции Прибалтики в отношении его и еще ряда белорусских должностных лиц, заявил, что Минск прорабатывает ответные экономические решения, имея в виду в том числе переориентацию транзита белорусских грузов на Россию.
Переброска нефтяных потоков из портов Литвы через российские порты, в частности Усть-Лугу, обсуждалась на переговорах премьеров России и Беларуси Михаила Мишустина и Романа Головченко 3 сентября. Позже министр энергетики Александр Новак заявил, что Беларусь может переориентировать 3-4 миллиона тонн своих нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские порты, взаимовыгодные условия сотрудничества проработают в течение сентября.
В прошлом году примерно пятая часть перевозимых по латвийской железной дороге грузов шла из Беларуси или в Беларусь – в общей сложности это около 7 миллионов тонн, в свою очередь, за восемь месяцев этого года – почти 3 миллиона тонн. В основном это нефтепродукты.
По неофициальным данным, из 40 миллионов тонн годового грузооборота в порту литовской Клайпеды около 8 миллионов тонн составляют калийные удобрения, поставляемые из Беларуси по железной дороге, и около 4–5 миллионов тонн — нефтепродукты.