Приближаются выборы в Рижскую думу, запланированные на 29 августа. Согласно недавно опубликованному опросу Центра исследований SKDS, шансы пройти на выборах имеют девять различных партий и объединений. И впервые с первого места ушла партия "Согласие". Лидером по популярности среди рижан теперь является блок политических сил "Для развития/ За!" и "Прогрессивных".
В чем причина того, что впервые долгое время лидерства "Согласие" упустило пальму первенства? Разбираются публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия.
Кандидат в мэры Риги от "Согласия" Константин Чекушин объяснил падение рейтинга партии тем, что голоса "Согласия" по ошибке были отданы партии с похожим названием - "Новое согласие". А в действительности каковы причины такой перестановки?
"Когда только решался вопрос о снятии Ушакова, мы предрекали, что без него партия не получит прежнего количества мест в Рижской думе. И вот партийные рейтинги показали этот провал. Хотя нельзя отрицать, что "Новое согласие" могло оттянуть голоса, потому что такие трюки существуют везде и всюду на выборах", - пояснил Линдерман.
Но, по его словам, тут есть интересный момент. Всего пару недель назад люди четко поняли, что Ушаков на сто процентов не выдвинет свою кандидатуру на этих выборах. Ведь большинство избирателей следят только за основными событиями, они, возможно, еще верили в то, что экс-мэр Риги будет баллотироваться. Но когда рухнули надежды, их голоса ушли к другим партиям.
Другое дело, что с текущим рейтингом согласие едва ли получит 14-15 мест в Рижской думе, констатировал Линдерман.
"Мы можем оценить мощность паровоза под названием Ушаков. То есть он затягивал дополнительно еще большое число депутатов. А сейчас можно сказать, что власть в Риге скорее всего перейдет к правительственной коалиции", - прогнозирует публицист.
При этом он отметил, что для него важна оценка этих выборов с политической точки зрения - пройдет ли в думу партия, которая сможет вставлять палки в колеса школьной реформе, ведь отменить школьную реформу нельзя, но можно ее затормозить, "подсыпать песочку" в этот механизм.
Линдерман также прокомментировал выход на первое место в рейтинге политических сил "Для развития/ За!" и "Прогрессивных". Он считает, что это результат моды на леволиберальную идеологию в латышской среде. Возможно, омолодился латышский избиратель. И если раньше интересующаяся молодежь тяготела к национальному объединению, то сейчас у молодых людей стало модно принадлежать к более прогрессивным.
И еще сейчас особо сильно заметно дробление в политической среде. Можно предположить. отмечает Линдерман, что в думе окажутся от 7 до 9 партий.
"С точки зрения русских интересов это хорошо, потому что чем больше раздрай в стане противника, тем больше шансов как-то продвинуть интересы русского сообщества, хотя бы на муниципальном уровне", - подчеркнул публицист.
Тем временем в Латвии остро стоит другой масштабный вопрос - это бедственное положение "Латвийской железной дороги" (ЛЖД). В связи с обрушением транзита дороге приходится нелегко - работники увольняются, грузовые вагоны выставляют на аукцион. станции сдают в аренду.
Латвийское правительство чтобы как-то исправить ситуацию поддержало увеличесние основного капитала ЛЖД. Министерство сообщения Латвии запросило 32 миллиона евро для вливание в капитал ЛЖД и еще 27 миллионов на другие субсидии.
То есть теперь не дорога приносит доход государству, а государство вынуждено поддерживать существование собственной железной дороги.
"До сих пор наш внутренний пассажиропоток обеспечивался как бы из прибыли, которую приносил транзит. Сама компания ЛДЖ могла содержать инфраструктуру и оплачивать наши поездки. Сейчас, видимо, этого уже не будет, раз компания запросила такие дотации. Это моно сказать финал", - пояснил ситуацию Линдерман.
Если говорить о сиюминутных причинах, то это снижение потребности в угле, точнее, то, что уголь, так сказать вышел из моды. Плюс - плохие отношения с Россией. Российская сторона выстроила собственные порты и латвийский транзит больше не вернется к былому процветанию.
А мы можем ожидать, что пассажирские перевозки будут урезаны в части маршрутов или сильно подорожают.