У Вентспилсского свободного порта, работе в правлении которого я отдал пять лет своей жизни, две новости. Первая - хорошая. Обвальное падение грузооборота, произошедшее в декабре 2019 года из-за введения американских санкций, удалось приостановить. Вторая - не очень. В первой половине 2020 года в Вентспилсском порту перевалено только 6,8 миллиона тонн грузов. Или на 40,9% меньше, чем за соответствующий период прошлого года.
По словам представителя управления порта Инги Иевини, наибольшее влияние на существенное падение объемов обработанных в порту грузов оказали изменения в перевалке угля, которая в значительно сократилась из-за изменений на рынке и теплой зимы.
Иевини вторит управляющий Вентспилсского порта Андрис Пурмалис. Он к уже прозвучавшим доводам негативного влияния "российской политики по переориентации грузов на свои порты" и "теплой зимы", добавляет аргумент "коронавирусного кризиса".
Но ни один из них не упоминает, что именно объявленные санкции Минфина США в декабре 2019 года против, в том числе, и Вентспилсского свободного порта, в одночасье обрушили его грузооборот чуть ли не вдвое!
Как Литва обскакала Латвию
Как недавно в одном своем интервью о тех днях заметил долголетний мэр Вентспилса и уже бывший председатель правления порта Айварс Лембергс: "Санкции и абсолютная неразбериха создали условия, когда клиенты не понимают, с кем будут иметь дело и что их ожидает, можно ли вообще заключать с портом договоры. Те из клиентов, кто мог уйти от Вентспилсского порта, ушли сразу".
Поэтому не удивительно, что от санкций выиграли ближайшие соседи и главные конкуренты Вентспилса – в первую очередь, Клайпеда.
Вот, кажется, серьезные объективные трудности у всех одни и те же. Но падение грузооборота за 1 квартал 2020 года в Рижском порту 23,9%, в Вентспилсском и того больше - 41,7%, а в Клайпеде только на 6,4%. Теперь этот литовский порт уверенно занимает первое место среди всех портов Балтии и за три месяца 2020 года переваливает 11,317 миллиона тонн грузов – почти столько, сколько Рига, Вентспилс и Лиепая вместе взятые.
Поэтому неудивительно, что на днях в Вентспилсе состоялся "не секретный, а закрытый от прессы" семинар, о котором латвийская общественность смогла узнать только post factum из материала портала-расследований pietiek.com.
А потом все приватизируют
Согласно этой информации, на это мероприятие в Вентспилс приехало руководство министерства сообщений ЛР, трех самых крупных латвийских портов, а также ГАО Latvijas Dzelzceļš, ГАО Ventas osta и ООО Rīgas brīvostas flote.
К собравшим на семинар представителям транзитной отрасли министр Талис Линкайтс обратился с традиционным призывом "работать над новыми идеями по сотрудничеству и повышением качества транзитных услуг".
Но как потом сообщили в министерстве сообщений, главным скорее всего был все же вопрос обсуждения поправок в законы о портах и о Лиепайской СЭЗ. Их наше транспортное ведомство разрабатывало больше года и теперь оно передается на общественное обсуждение в Совет по портам, транзиту и логистике.
В дальнейшем, уже после принятия текста поправок в правительстве, а затем и в Сейме ЛР, самые крупные латвийские порты к второй половине 2021 года уже могут стать обществами с госкапиталом. Которые потом (но об этом пока никто открыто не говорит) можно будет приватизировать.
Интересно, что, хотя половина недвижимости, используемой управлением Вентспилсского порта, принадлежит самоуправлению, ее стоимость приближается к 170 миллионам евро, а многие объекты портового хозяйства заложены в банках для получения кредитов на модернизацию порта, из Вентспилсской думы ни одного представителя на семинар не пригласили.
Большой вопрос
Думаю, что уже в самое ближайшее время не только в Вентспилсе, но и в других латвийских морских портах руководство окончательно перейдет в руки высокопоставленных чиновников министерства сообщений и отставных политиков от правящих партий, а местные самоуправления будут полностью лишены возможности влиять на развитие своего портового хозяйства.
Но вот насколько это поможет решить проблемы латвийской транзитной отрасли, находящейся в глубоком кризисе – это большой вопрос.