РИГА, 30 июн — Sputnik, Юлия Грант. Созданное правительством для перенятия управления Вентспилсским свободным портом предприятие Ventspils osta во главе со ставленником "четвертого олигарха" Рудольфа Мерони Гиртсом Валдисом Кристовскисом отныне будет кредитоваться не в частных банках, а в Государственной кассе, решил кабмин.
В июне 2020 года наступает срок погашения по четырем кредитам на сумму 8,3 миллиона евро по объектам портовой инфраструктуры, сданным в эксплуатацию: строительство нового здания индустриального парка, подъездных путей к портовым терминалам и индустриальным зонам, укрепление берега портового канала. Эти кредиты можно было продлить на три года, однако ни в одном латвийском банке управление Вентспилсского свободного порта согласия на это не получило. Причина проста: управление должно передать бразды правления госструктуре Ventspils osta, а ликвидируемому предприятию никто перекредитовывать обязательства не хочет.
Объясняя события, правительство ссылается на санкции OFAC – Американского бюро по контролю зарубежных активов. Именно они буквально вынудили захватить порт и передать его в пользу государственного акционерного общества Ventas osta. При этом пострадали многие терминалы порта, и, в свою очередь, упали доходы управления порта, отвечавшего за развитие инфраструктуры.
Планируя бюджет на 2020 год, прежнее управление Вентспилсского свободного порта рассчитывало на грузооборот в 20 миллионов тонн, однако уже в начале года многие терминалы свои прогнозы отозвали. Перевалка угля, составившая в прошлом году четверть объема порта (5,5 миллиона тонн), зимой остановилась практически полностью. "Была слишком теплая зима", - оправдывается новое руководство порта.
Денег нет, а кредиты отдавать приходится. И якобы по требованию банков, которым необходима "убедительная поддержка государства для перенятия обязательств Вентспилсского порта", АО Ventas osta обратилось в правительство. Ведь помимо упомянутых 8,3 миллиона нужно еще 7 миллионов для начатого проекта с софинансированием из фонда выравнивания ЕС: строительства подъездных путей, восстановления гидротехнических сооружений и строительства промышленного здания.
Кредиты из Госкассы обосновали "анализом реализуемых проектов развития и их эффективности", придя к выводу: деньги нужно срочно дать! Прежнее управление порта набрало обязательств, которые в нынешней экономической ситуации и ввиду "других нежелательных факторов" своими силами выполнить не сможет. Почему-то оно не предусмотрело рисков американских санкций и не создало на этот случай "достаточной финансовой подушки" для безотлагательной выплаты долгов в кризисной ситуации.
Однако "управляющий Вентспилсского порта, представители государства в правлении и АО Ventas osta в сотрудничестве с министерством сообщения и кабинетом министров делают все необходимое для укрепления репутации порта и обеспечения ранее взятых долгосрочных обязательств", указывается в релизе порта.
Это сопровождается увольнениями ("оптимизация человеческих ресурсов"), которые будут продолжаться ("оценка дальнейшей оптимизации").
По правде говоря, увольнения прошли пока только в Службе гидрографии порта, и запланированы они были еще прежним руководством - ввиду списания имевшегося в ее распоряжении еще советского судна для обслуживания буев, сообщил руководитель Вентспилсского отделения Федерации работников водного транспорта (UTAF) Оливер Кронберг.
"Ходят слухи о сокращениях, но пока в наш профсоюз никаких официальных запросов не было", - пояснил он, добавив, что члены Федерации защищены коллективным договором и при увольнении им или предоставляется другая вакансия, или выплачиваются солидные денежные компенсации. Все компенсации, тем не менее, когда-то заканчиваются, и если профессионал морского транспорта не находит работы в родном городе, то ему остается только уезжать в другие края.
А чтобы работа появилась, негативный шлейф санкций надо как-то подчищать. Видимо, для этого у новых руководителей есть какие-то свои методы, потому что экономить они решили за счет маркетинга, охраны и хозяйственных расходов. Инвестиционная программа также пересматривается: оставят в действии только проекты, на которые получено одобрение из фондов ЕС. Жить за чужой счет министерству сообщения не привыкать: раньше за счет Евросоюза латали дороги, используя средства Дорожного фонда на посторонние нужды. Теперь дошла очередь до портов.
Кредит из Госкассы – это тот же кредит, за который надо платить проценты, пояснил бывший управляющий порта Имантс Сармулис. "15 миллионов для Вентспилса – не такая большая сумма, чтобы вызвать напряжение в финансовой части. Как и коммерческие банки, Госкасса выдает деньги под залог, так что налогоплательщики вряд ли пострадают", - предполагает он.
Государственное АО, владея государственным имуществом, передает его в залог государству. И в случае невыполнения кредитных обязательств имущество перейдет в руки Госкассы. Так надо понимать логику нынешнего правительственного решения о кредите. Но Госкассе портовая инфраструктура не нужна, управлять ею она не будет. Поэтому дальнейший сценарий может предусматривать и продажу порта с молотка – в числе тех государственных обществ капитала, которые по закону приватизации не подлежали, однако у нынешней правительственной коалиции на этот счет появилось другое мнение.
"Ресурсов, которые можно поделить, не осталось. Поэтому правящие лихорадочно ищут новые", - считает политолог, профессор Университета им. Страдыня Сергей Крук.