РИГА, 20 июн — Sputnik, Дмитрий Олейников. Госконтроль Латвии опубликовал результаты проверки, проведенной на принадлежащих государству предприятиях. За пять лет – с 2015 по 2019 год – руководству этих предприятий в качестве вознаграждения было необоснованно переплачено 4 миллиона евро.
Своеобразный налог
Участие государства в экономике страны более чем значительно. По данным Госконтроля на 2018 год, государству принадлежали доли капитала в 182 предприятиях страны, из которых 65 предприятий на 100% были государственными.
Суммарный оборот предприятий с участием госкапитала оценивался в 3,77 миллиарда евро, стоимость активов составляла 9,5 миллиарда евро. Только за 2018 год госпредприятия получили чистую прибыль в размере 323,6 миллиона евро, из которых 232 миллиона были выплачены государству в качестве дивидендов.
Для сравнения, по данным за 2017 год, вся отрасль энергетики в стране получила прибыль в размере 488 миллионов евро (самая прибыльная отрасль народного хозяйства), 354 миллиона составила суммарная прибыль предприятий сферу услуг, включая финансовую отрасль. Третье место – лесное хозяйство – 293 миллиона евро прибыли.
Суммарный оборот народного хозяйства страны в 2017 году составлял 56 миллиардов евро. Средняя рентабельность (прибыль к обороту) – 4-6%, в редких случаях – рыболовство, недвижимость, финансовые услуги, информационные технологии – превышая 10%.
То есть, со средним уровнем рентабельности у госсектора как такового – 11% - все было хорошо. На уровне ведущих отраслей. Однако, если в случае с коммерческим предприятием прибыль можно оценивать как показатель эффективности компании, то в случае с государством все представляется чуть иначе.
Чаще всего государственные предприятия возникают в так называемых "системообразующих отраслях" - энергетика, дорожное строительство, социальная сфера, лесное хозяйство, транспортная отрасль. Зачастую они имеют монопольное положение. То есть, их услугами жители пользуются вынужденно, без отсутствия альтернативы. А значит, чистая прибыль – 300 миллионов евро в год – это, своего рода, дополнительный налог, который выплачивают жители государству.
Возвращаясь к прибыли и зарплатам: чистая прибыль получена уже после того, как руководители госпредприятий начислили себе зарплаты, всевозможные доплаты, премии, списали необходимые расходы на транспорт, топливо, презентационные расходы и прочее.
Так что, 4 миллиона евро совсем необоснованных переплат – которые не потрудились даже оформить должным образом – это совсем неприятно для налогоплательщиков.
О зарплатах чиновников
С 1 января 2015 года в силу вступил закон "Об управлении долями капитала публичных организаций и обществ капитала", с введением которого была реформирована система управления предприятиями с участием государственного капитала.
Госконтроль проводил ревизию за период после 2015 года, чтобы оценить, насколько эффективна система регулирования вознаграждений членам правления в компаниях с участием государственного капитала. Применяет ли Центр межведомственной координации (госструктура, созданная для координации работы между собой других госструктур и министерств) единую систему оценки, насколько соблюдают правила сами предприятия.
В ходе ревизии была проанализирована информация о зарплатах членов правления в 65 предприятиях с участием госкапитала и еще 14 зависимых от них предприятиях.
Выяснилось, что механизма единой оценки зарплат на госпредприятиях, общих для всех принципов начисления вознаграждения, как не было, так и нет. Руководители государственных компаний имеют законную возможность начислять себе необоснованное финансовое вознаграждение.
"Поэтому, в течение 5 лет на предприятиях с участием государственного капитала как минимум 4 миллиона евро были израсходованы вопреки требованиям нормативных актов", - отмечено в ревизии.
Госконтроль установил, что только в 2016 году у половины руководителей госпредприятий размер вознаграждения превышал максимально установленные размеры. В трех предприятиях, с нарушением ограничений, установленных правилами кабинета министров, зарплаты руководству были увеличены на 30-40%.
В отдельных случаях, величина зарплат управленцев на госпредприятиях примерно вдвое превышала среднюю зарплату руководителей, работающих в той же отрасли, но в частном секторе.
В 2017 и 2018 годах размер зарплат членов правления госпредприятий рос, примерно, на 9-12% в год. Но были и отдельные госпредприятия, где ежемесячное вознаграждение увеличивалось на 25% ежегодно. Причем, даже в 2015 году зарплаты руководству в них существенно превышали размер вознаграждения на таких же должностях в частном секторе.
Эти деньги не вернуть
Госконтроль отмечает, что решение о выплате премии членам правления предприятий с участием госкапитала может быть принято только после утверждения в Межведомственном центре, после получения заключения о результатах работы предприятия.
Однако, с нарушением этой нормы, с 2016 по 2019 год в 84 случаях членам правления госпредприятий было выплачено 469 000 евро.
В восьми случаях было выплачено 42 000 евро безо всякой оценки со стороны Межведомственного центра. В пяти случаях (28 000 евро), когда Центр оценил работу госпредприятия как "удовлетворительную", премии были начислены в максимально допустимом размере.
Как обычно, после ревизии Госконтроля в системе госуправления и в самоуправлениях, возникают два главных вопроса – как будут наказаны виновные и как вернуть в бюджет деньги, выплаченные с нарушением закона.
В ряде случаев Госконтроль передает материалы ревизии для оценки в правоохранительные органы. Однако, эффективного механизма возврата средств до сих пор не создано.