РИГА, 17 июн — Sputnik. Май 2020 года стал первым месяцем за много лет, когда Служба госдоходов собрала меньше налогов, чем в тот же месяц годом ранее, пишет Neatkarīgā.
Перед этим апрель запомнился тем, что СГД не смогла выполнить план по поступлениям, притом что политики уже успели посчитать, что план перевыполняется. Год начинался с январского показателя, который был на 5,2% больше плана, а в мае оказалось уже -6%, причем -6% - это общий итог пяти месяцев, поскольку внеплановые доходы в первые три месяца оказались перекрыты недостатком поступлений в апреле и мае.
Теперь в минус ушли и налоговые поступления по сравнению с тем же показателем первых пяти месяцев 2019 года. В январе 2020 года в Латвии собрали на 13,4% больше налогов, чем годом ранее, а к маю показатель уже на 2% меньше. Если сравнивать с динамикой (не)выполнения бюджетного плана, понадобилось на месяц больше, чтобы налоговые поступления ушли в минус по сравнению со сборами прошлого года (план СГД перестала выполнять в апреле, а меньше, чем в прошлом году, стала собирать в мае).
Эффект эмиссии
Прирост государственных доходов этой весной по сравнению с прошлой обусловила эмиссия евро во Франкфурте, откуда денежная масса дошла и до окраины еврозоны. Чем больше денег в обороте, тем больше номинальные доходы государства, получаемые как процент от сделок, облагаемых налогами. Латвия рассчитывала на этот эффект и планировала рост доходов и расходов, но эти планы оказались более скромными, чем мощность эмиссии.
Нынешнее снижение доходов показывает, насколько велико оказалось влияние пандемии коронавируса на денежный поток и насколько мало в латвийский оборот пришло тех евро, которые Европейский центральный банк выпустил специально для борьбы с последствиями COVID-19. Но эти деньги напечатаны (точнее, выпущены в безналичный оборот) и обещаны Латвии, поэтому государственный аппарат спокойно воспринял снижение налоговых поступлений.
"Бюджет мы пересматривать не будем", - заявил министр финансов Янис Рейрс.
Не собранные в виде налогов деньги правительство заменит тем, что будет медленнее вкладывать средства в оборот. А из тех денег, которые вложены в оборот, государство будет пытаться вернуть часть в виде налогов. Такое изменение налоговый потоков займет срок минимум до конца этого года.
Маскируют проблемы
По оптимистичным прогнозам Минфина, государство недополучит полтора миллиарда евро доходов. Изначально казалось, что три месяца чрезвычайной ситуации будут иметь намного больший негативный эффект. Было бы не так плохо, если бы сокращение производство было небольшим и пропорциональным тому, насколько невелика экономика Латвии. Но сейчас под вопросом способность Европы и даже всей мировой экономики принимать латвийские экспортные товары и услуги. С рынка финансовых услуг Латвию вытолкнули еще раньше, использовав другой повод. Большие сложности возникают с тем, чтобы привлечь такой объем транзитных товаров, которого бы хватило на поддержание железной дороги и портов.
Те четыре миллиарда евро, которые выделены на борьбу с коронавирусом, сейчас маскируют проблемы, которые в другой ситуации вызывали бы намного большее беспокойство в обществе.
Обеспечить зарплаты бюджетникам и услуги населению правительство надеется, восполнив недостаток собранных налогов всего полутора миллиардами евро. Оставшиеся миллиарды надеются потратить на поддержку бизнеса, стимулирование экономики и так далее. По крайней мере самому правительству кажется, что потраченные деньги можно будет засчитать как рост ВВП и отчитаться, что госдолг, номинальная стоимость которого растет, в процентах к ВВП уменьшается.
Через несколько месяцев будет понятно, не растут ли быстрее, чем все остальные показатели, расходы, необходимые, чтобы поддерживать на обычном уровне жизнь домохозяйств и предприятий. Если такой рост будет, те общественные группы, которые больше всего от него пострадают, будут организовывать акции протеста во время подготовки бюджета на 2021 год. Тогда и будет понятно, как соотносятся графики изменений госдоходов и реальная жизнь в Латвии.