РИГА, 19 июн — Sputnik, Юлия Грант. В дискуссиях о том, сносить ли ради строительства акустического концертного зала здание, возведенное для ЦК Компартии Латвии в 1974 году, упускается важный момент: кому выгодно поделить жирный кусок в 118 миллионов евро и почему это делается именно сейчас?
Для получения ответа вспомним, что происходило за пару дней до судьбоносного озарения министра культуры Науриса Пунтулиса, которое уже через 24 часа получило зеленый свет в верхах.
Половина политиков правительства и бывшей Рижской думы 15 июня собрались на строящейся Большой эстраде Межапарка, чтобы осмотреть это чудо инженерной мысли, которое уже обошлось почти в 100 миллионов евро. Довольно легко госмужи согласились с дополнительной сметой на строительство в размере 23 миллионов евро. А презентовал объект председатель правления строительной компании Re&Re Būve Валдис Кокс. Тот самый, который вместе со своей компанией фигурировал в деле о "строительном картеле". А ранее название Re&Re прозвучало в уголовном деле об обрушении магазина "Максима" в Золитуде. Только прозвучало - потому что к моменту взыскания за именем не осталось ни активов, ни денег…
Война войной, а обед по расписанию
Фигурант громких дел Валдис Кокс оказался в центре высокопоставленной "тусовки", тогда как большинство его товарищей по несчастью избегают "светить лицо", пока о результатах начатого БПБК (Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией) расследования с обысками и задержаниями ничего не известно. Более того: в публикации проправительственного журнала Ir о строительном картеле были названы все подозреваемые, кроме… Re&Re Būve. В некоторых комментариях прессы вообще утверждалось, что дело о картеле – проявление конкурентной борьбы за заказы 2020 года.
"Жирные" заказы подорваны кризисом. Председатель партнерства латвийских строителей (Latvijas Būvuzņēmēju partnerība) Гинтс Микельсонс сообщил в журнале Dienas Bizness, что в отрасли ожидается падение заказов на 30% по сравнению с 2019 годом. И это не предел: в 2021 году объемы упадут еще на 20%. Между тем на стройках занято 60 тысяч человек, это почти десятая часть от всех работающих в стране.
Оборот отрасли упадет на 700 миллионов евро, прогнозирует Микельсонс, опираясь на данные состоящих в партнерстве компаний. Из запланированных 500 миллионов евро из фондов ЕС, которые предусматривались на инвестиции в публичную инфраструктуру, 100 миллионов уже "уплыло" по другому назначению. Министерство сообщения, поставив крест на электрификации железной дороги, сулит дополнительно 75 миллионов на дорожную сеть (дорожники хотят 6 миллиардов на автобаны), а Минэкономики такую же сумму обещает выделить на утепление зданий.
Казалось бы, указанная сумма в 118 миллионов на концертный зал не сделает погоды в строительстве при его общем обороте в 2 миллиарда, тем более что эти деньги будут распределены минимум на три года. Однако это не так: в цифрах статистики исходные инвестиции дублируются несколько раз – ровно столько, сколько звеньев проходят деньги на пути до готового объекта. Конкурс выигрывает генподрядчик, он показывает в балансе конкурсную сумму. Если объект крупный и его выигрывает так называемое полное общество (объединение генподрядчиков), конкурсную сумму в балансе показывают оба. Затем генподрядчики нанимают субподрядчиков, платят им часть выигранного гонорара, те, в свою очередь, закупают материалы и комплектующие, арендуют технику, жгут топливо и так далее, и тоже платят по счетам. Все накладные расходы опять показываются в балансах. Таким образом, из нетто-суммы 118 миллионов евро в статистике будет "нарисовано" 300-400 миллионов. И генподрядчикам критически важно быть первыми в "пищевой цепочке", главный куш получают они. Поэтому они готовы делиться и давать откаты от своей прибыли.
Вряд ли воодушевят генподрядчиков 75 миллионов на утепление зданий – это подачка "малому" строительному бизнесу, который готов возиться с многоквартирными домами и муниципальными объектами. Большая эстрада или концертный зал – тут у картеля "место силы". Первую строила Рижская дума, вторую планирует Минкультуры, а лица на подхвате одни и те же. Когда речь идет о крупных суммах, которые так нужны сейчас и еще больше будут нужны через год-два, в преддверии очередных парламентских выборов, политические склоки отходят на второй план. Война войной, а обед по расписанию: поэтому министр регионального развития Юрис Пуце и отставленный им экс-мэр Олег Буров только на публику ведут себя как заклятые противники. Кормушка у них одна и та же…
Госагентство - плохой хозяин
Здание ЦК Компартии Латвии уже начали защищать как образец советского модернизма в архитектуре. И это действительно так: построенное в те же 1970-е годы модернистское здание театра "Дайлес" даже включено в латвийский культурный канон. Только субъективная неприязнь к самому факту того, что трехлучевая звезда на ул. Элизабетес, 2, была возведена для коммунистов, помешала сделать то же и с этим объектом.
Сейчас Наурис Пунтулис и Ко ищут аргументы в пользу сноса. Аргументы хозяйственные, конечно. И Госагентство недвижимости (Valsts nekustamie īpašumi, VNĪ), управляющее зданием с 2014 года, услужливо эти аргументы приводит. "В здании можно сдавать в аренду только 30% помещений", - утверждает оно. И умалчивает о том, что с момента перенятия объекта в полное распоряжение VNĪ количество желающих снять помещение неуклонно снижается.
В годы, когда зданием управляли люди Эрнесто Преаттони из Pro Kapital Latvia, желающие снять офис в бывшем ЦК стояли в очереди.
"Минимальный размер помещения – 15 квадратных метров, очень востребованный, – вспоминает бывший директор центра Ивета Ванага. – Такие помещения расходились как горячие пирожки. Удобное расположение здания, представлявшего из себя фактически три корпуса, входы в которые на каждом этаже можно изолировать, привлекли таких престижных арендаторов, как посольства. В лучшие годы у нас располагались дипломатические представительства четырех-пяти стран, в том числе Израиля, что само по себе создавало дополнительную безопасность для всех арендаторов дополнительно к той, что обеспечивала наша служба охраны. "Рига" вошла в мировую сеть центров международной торговли, что позволило котировать наши предложения на международном рынке. Мы старались предоставить клиентам дополнительные удобства: магазины и кафе на первом этаже, помещения для пресс-конференций и семинаров, офисные услуги, парковку, помещения в подвале для хранения архивов".
Времена итальянского владычества нынешние обитатели Центра международной торговли (ЦМТ) вспоминают с тоской. Парковочные места Госагентство недвижимости продает за 80 евро в месяц всем желающим, и арендаторы центра для него совсем не приоритет. Простаивает прекрасный конференц-зал на 420 мест, который раньше рекламировался как место международных мероприятий. Сменилась охрана, которой решительно наплевать, кто и зачем снует через двери здания. Если раньше для технических доставок (вода, мебель, инвентарь) можно было пользоваться только грузовым лифтом и заходить через черный вход, то после ухода Pro Kapital Latvia коробки, ящики и бутыли потащили через парадное, да еще через панорамный лифт в центре здания, который в конце концов сломали и чинить не собираются. А возле грузового лифта уже три года стоит свалка хлама, не привлекающего внимания эффективных менеджеров VNĪ.
"Этому зданию давно нужен хороший хозяин", - в сердцах написала в Facebook глава Meeting Tour Ивета Кравале. Она арендует офис в ЦМТ с 2006 года и считает, что лучше места в Риге нет.
Виды на городской канал или роскошные югендстилевские фасады улицы Элизабетес – это, конечно, ценность, равно как мраморные панели облицовки фойе, паркетные полы и высокие потолки. Туалеты моют, и канализация все еще работает, однако ржавые трубы в давно открытых стояках реально просят ремонта, как и гидроизоляция подвала, который то и дело затапливает при сильных дождях.
Интересно, что Pro Kapital Latvia снимал все здание ЦК у Госагентства недвижимости за хорошие деньги и регулярно вкладывал собственные средства в косметические ремонты. Переняв управление, агентство проявило очевидную импотенцию и в том, как заработать, и в том, как потратить. "Им все равно, будут у них арендаторы или нет", - констатируют старожилы комплекса. И если маленькие фирмы, которым достаточно пары комнат, еще держатся за свое намоленное годами место, то посольство одно за другим покинули ЦМТ.
При таком подходе действительно бессмысленно вкладывать 30 государственных миллионов в реновацию бывшего ЦК, как подсчитал министр культуры. Никогда не окупятся. Уж лучше бы продали здание в хорошие руки…
Но на продаже госсобственности схема отката реализуется с трудом. Невелик навар и с реновации – отнимем от 30 миллионов НДС 21%, останутся слезы, а на эти деньги еще и работу надо сделать.
То ли дело 118 миллионов, которые можно раздуть еще на десяток-другой. Вот и объяснение самого стремительного в новейшей истории решения о сносе здания ЦК и строительстве концертного зала, навеянного освоением 100 миллионов на строительстве Большой эстрады Межапарка. Аппетит приходит во время еды, а уголовное дело "строительного картеля" ради этого точно подождет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.