РИГА, 11 июн — Sputnik, Владимир Дорофеев. Для школьников наступили каникулы. Для учителей – время разбора допущенных ошибок и обучения новому.
В сентябре школьный карантин может повториться. К тому же дистанционное образование - это возможность решить многие наболевшие вопросы, а потому оно может снова возникнуть и без карантина.
Чтобы понять, куда и как будет развиваться наша страна, нужно выяснить, что же произошло со школами за три месяца карантина. Какие из программ удаленного доступа оказались эффективны, а какие нет.
В Риге одна из самых удивительных ситуаций. Самое богатое латвийское самоуправление предоставило всем своим школьникам, студентам и преподавателям в бесплатное пользование довольно дорогой программный продукт, дающий возможности дистанционного образования.
Называется он Office 365. Стоимость продукта - около 55 евро на пользователя. Но он, повторяю, бесплатен для рижских школьников, студентов и преподавателей.
С этим программным продуктом произошел странный казус – за три месяца карантина его использовало очень небольшое число школ. Почему? Этот вопрос не дает покоя многим рижанам. Ответ на поверхности – если дать инструмент, но не обязать им пользоваться, то многие пользоваться и не станут.
Что такое Teams
О том, насколько хорош или плох Office 365 и другие подобные ему ресурсы, я поговорил с директором 95-й рижской средней школы Сергеем Верховским, и школу эту выбрал не случайно.
Это одна из рижских школ, перешедшая на программы Office 365, важнейшая из которых Miсrosoft Teams - одно из самых лучших приложений для удаленного обучения.
- Сергей Юрьевич, что такое Teams?
- Это такой сильно улучшенный аналог e-klase. Более удобный, сопряженный с другими программами Miсrosoft, позволяющий проводить видеоконференции и выполнять домашние задания в самой программе.
- Чем так хороши видеоконференции? Вот прям без них никак?
- Важнейшая и сложнейшая задача учителя - дать ученику теорию, ответить на возникающие вопросы и дать возможность самостоятельно выполнить задание урока под присмотром учителя, а затем совместно разобрать совершенные ошибки и наметить путь улучшения учебы.
В условиях удаленной учебы - видеоконференции самый прямой путь к этому. Увы, их освоили далеко не все рижские учителя. Некоторые мои коллеги первые видеолекции провели в первый же день удаленной учебы, другие - осваивали эти программы несколько недель, прямо во время учебного процесса. И это было непросто. Вот только в условиях удаленного обучения альтернативы видеоконференциям нет.
- В e-klase можно поставить ссылку на бесплатные программы, те же видеоконференции, например ZOOM, приложить фото учебников, ссылки на обучающие ресурсы uzdevumi.lv и soma.lv. Чем же Teams лучше?
- Чем меньше переходов из одной программы в другую, тем лучше и удобнее пользователю. Чтоб не возникало проблем из серии: открыл компьютер, но не смог зайти в программу. Тот же ZOOM требует пароля во время рассылки (для рассылающего), Teams не требует.
В Teams у каждого рижского школьника свой аккаунт, и они уже сами объединены в свои школы и классы. На практике это означает: вошел в компьютер, кликнул на иконку, и ты сразу в школе, причем в своем классе.
Перейти на урок - просто кликнуть на ссылку. ZOOM в бесплатной версии ограничен по времени, а в Teams время неограниченно. Нет нужды тратить время на администрирование урока, каждые 40 минут впускать учеников в класс.
Эта простая функция занимает часть урока. Каждый ученик должен попроситься войти в сессию ZOOM, учитель должен каждому это разрешить. Это как если бы учитель перед каждым уроком, стоял у двери, прежде чем впустить ученика, смотрел бы на его обязательный бейджик с именем.
Причем, если это ZOOM, то некоторых учеников звали бы "Спальня" или gfh4, у других были бы бейджики родителей, а самые продвинутые ученики цепляли бы себе экзотические ники из серии "проклятье училок", "убейвсех" или "соблазнименянежно".
Всю эту вакханалию в настроенной системе вроде Teams удается избежать. В класс могут зайти только ученики, учителя и администрация. Каждый ученик имеет свои реальные имя и фамилию, каждый может зайти только в свой класс.
- Я правильно понимаю, что это не единственная альтернатива?
- Правильно, не единственная. Некоторые рижские школы используют бесплатные сервисы, как, например, google classroom. Говорят, что это удобнее. По-моему, надо поработать с одним и с другим продуктом, чтоб делать такие выводы.
Я от таких выводов воздержусь, замечу только один момент: Office 365 - это пакет программ бизнес-класса. Навряд ли он мог бы так хорошо продаваться, если бы не имел преимуществ перед бесплатными программами.
- Насколько полно эта программа заменяет e-klase?
- Не заменяет. Учителю приходится дублировать записи и там, и там. Опять же такой важнейшей составляющей, как общение с родителями, в Teams нет.
То есть в е-klase родитель каждого школьника должен иметь свой аккаунт и может следить за успехами ребенка, видеть его расписание и список заданий, должен (в теории) общаться через почту е-klase с учителями. Но и e-klase Teams заменить не в состоянии.
Здесь нет возможности видеоконференций, нет возможности ученику выполнять и учителю проверять домашние задания прямо в программе. То есть идет большой обмен мейлами с приложениями. Что немаловажно, корреспонденция учителя в Teams автоматически разложена по классам. Сразу видно, кто сдал и кто не сдал работы по конкретному уроку.
В E-klase это общая куча мейлов, где все вперемешку и работать сложнее. Тот учитель, что попробовал проверять домашние задания в Teams, в e-klase уже это будет делать по остаточному принципу.
- Как вы думаете, почему Teams так слабо распространен в Риге?
- Вероятно, потому, что ранее возможности удаленной учебы использовались очень ограниченно. Учителя его банально не освоили к началу карантина. И не факт, что сочтут нужным освоить за лето. Некоторые понадеются, что карантина больше не будет. И эта надежда и будет их единственной подготовкой.
Теперь можно не учиться?
- Неужели дистанционное образование настолько бесполезно?
- О минусах удаленного обучения теперь знает каждый родитель, ученик и учитель. Конечно, полностью возможности удаленного образования не использовались, и мнение это отчасти превратное.
Но вот хотя бы несколько минусов "удаленки": следить за дисциплиной в классе значительно сложнее, сложно заметить, что ученику нужна помощь или что ученик выполняет работу с ошибкой, списывать ученикам стало гораздо проще, как и делать вид, что слушаешь учителя, а вместо этого витать в облаках или даже играть в игры на уроке.
Для учеников начальной школы дистанционное образование - это серьезное испытание. В общем, удаленное обучение требует от ученика очень сильной мотивации. Вытянуть слабого ученика при помощи "удаленки" – на порядок сложнее.
- А вы сами как относитесь к идее, что удаленное обучение - наше будущее?
- Очное обучение эффективнее дистанционного. Хотя дистанционная работа для администрации школы это уже и не будущее, это настоящее. У нас документооборот уже электронный. Счета, резолюции департамента и министерства, вообще вся документация – дигитальна.
Администрации "удаленка" удобна: в школе нет конфликтов, разбирательств, нет шума на переменах. Тишь да благодать. Обучить учителей новым программам тоже возможно. Не так быстро, но возможно. А вот с детьми сложнее. Дети - это не документы.
- Насколько мне известно, старшие классы в восторге от "удаленки".
- Совершенно верно, они теперь вообще могут учиться, не вылезая из кровати. Очень многие задания можно хоть в телефоне выполнить. Если есть мотивация – есть успехи в учебе. Те же ученики, что хотят отлынивать – изощренно отлынивают. И в то же время малышам сложно, даже если они хотят учиться. И чем младше, тем сложнее.
Причем, если говорить про малышей и недобросовестных учеников, львиная доля ответственности за дистанционную учебу ложится на плечи родителей. Во многих случаях если бы не было родительского контроля, то и учебы не было.
Сейчас, во время ЧС, многие родители были дома, могли следить за дисциплиной. А как это делать, будучи на работе? Никак. Малышам и вовсе нужен не столько учитель, сколько воспитатель. Дисциплина, одобрение правильных поступков, превращение сложного процесса учебы в увлекательную игру. Сам ученик с этим не справляется, а для учителя на удалении все это становится гораздо труднее. Для многих - невозможно.
Нужен воспитатель
- То есть в очной школе будущего есть место только для малышей и нерадивых учеников, которым нужен не столько учитель, сколько воспитатель?
- Видите ли, воспитатель нужен в любом возрасте. Просто с хорошим учеником это не так очевидно. В старших классах вопрос воспитания - это вопрос социализации. Общество очень сильно заинтересовано получить молодых людей не только образованных, но и умеющих работать в команде, способных цивилизованно разрешать бытовые конфликты.
А при отсутствии социализации мы получим огромное число социопатов, которых впоследствии не сможем обеспечить работой. И если они не будут работать, им надо будет платить пособия, сами понимаете, так себе перспектива.
- Ваша аргументация напоминает попытки сдержать будущее.
- Не все то, что преподноситься нам как технологии будущего, на самом деле сможет войти в будущее. Я не против технологий как таковых, напротив, я очень "за" полезные технологии. Но и бездумный отказ от прошлого в угоду моде тоже полагаю не слишком разумным. Я же учитель истории, для меня естественно уважение к прошлому. Конечно, новое и полезное нужно осваивать. Но и среди того, что уже считается отжившим, есть немало полезного.
- Например, что?
- Например, перьевые ручки. Все знают, что письмо ручкой развивает мелкую моторику, а через нее способности к познанию. Такая вот у людей связь нейронов в голове. Но знаете ли вы, что от перьевых ручек мелкая моторика развивается лучше, чем от шариковых?
Знали ли вы что, например, в той же Германии, именно с целью развития мелкой моторики пишут перьевыми ручками? Что там для первых классов обязательно письмо именно перьевыми ручками? Как вам теперь кажется, это отживший анахронизм или же все-таки полезное дело, брошенное из-за соображений моды?
Я уже несколько лет как перешел на перьевые ручки, и один класс начальной школы стал писать перьевыми ручками. Они в восторге.
- Наше общество скорее согласиться удаленно учиться, чем перьевыми ручками писать.
- Честно говоря, не разделяю такой озабоченности общества удаленным обучением. Мне кажется, мы слишком болезненно воспринимаем медленное обучение принципам "удаленки". Слишком хотим немедленно войти в будущее, отвергнув прошлое. А на мой взгляд, переход должен быть постепенным, без суеты.
- Весь мир ускоряется.
- А мне сдается, мы порой бежим впереди паровоза. У меня есть знакомые семьи с детьми во Франции и Германии. И там, и там наши новости об "удаленке" воспринимают с удивлением. Мол, в чем трагедия, что видеоконференций нет? У них тоже их минимум.
Вообще вся учеба свелась к домашним заданиям по имейлу, с консультациями в лучшем случае по телефону. И ничего, никакой трагедии. Ну да, немного отстали в обучении. Не страшно. То есть мы сейчас по уровню овладения технологиями удаленного обучения впереди отдельных французских и немецких школ. Удивительно, правда?
- Да, как-то непривычно ощущать себя более прогрессивными…
Ресурсы есть
- Вот поэтому я и не считаю, что школы или министерство образования нужно сильно ругать за то, что что-то не удалось в удаленном обучении в период ЧС. Удаленное обучение развивается, цели такие у министерства есть, они долгосрочные.
Те же Uzdevumi.lv нужно было использовать в обязательном порядке уже несколько лет. И замечу, в большинстве школ это прекрасно знают и используют в полной мере.
Есть такой ресурс skola2030 - это своего рода облачное хранилище для различных учебных материалов, текстовых, аудио- и видеофайлов. Ресурс работает, но до пандемии они не все успели. Образно говоря, шкаф собрали, но не все вещи еще разложили.
- А как министерство воспринимает Teams?
- По моему, как полезный, но необязательный инструмент. Что, в общем-то, понятно и логично. Купить этот программный продукт для всех школ, наверное, дорого. Запретить к использованию полезный продукт - тоже нелогично.
- Боюсь, это означает, что его даже не во всех рижских школах будут использовать.
- Вероятно. И даже в тех школах, где будут использовать Teams, он не будет так же распространен, как e-klase. Использовать e-klase - это прямой приказ министерства. Teams в лучшем случае - распоряжение директора школы.
А ведь это программа, пользоваться которой тоже нужно научиться. Вот смотрите, у меня на столе опрос . Это довольно толстая папка, но давайте посмотрим хотя бы несколько параметров.
Вот, к примеру, какой вывод из ответов учителей и учеников про пользование различными ресурсами к 27 марта. Расхождения в процентах как раз показывают, что меньшее количество учителей могло подключить большее количество учеников к Teams, например.
* ресурс для выпускников с образцами экзаменационных работ прошлых лет
** еще один ресурс министерства, в котором можно взять ресурсы.
*** опрос прошел как раз в то время, когда Teams только вводился в использование в нашей школе, сейчас результаты и учеников и учителей в 2-3 раза выросли.
- Какая интересная табличка! Что вы можете сказать по поводу остальных программ? Можете описать их достоинства и недостатки?
- Спрашивайте.
Ресурсы и ошибки
- Что скажете про Uzdevumi.lv?
- Сами видите, наша школа этот ресурс широко использует. Среди рижских школ мы входим в топ 10, школ пользователей сайта.
Как и любой ресурс этот обладает некоторыми недостатками. О них уже много писали в прессе. Но тут дело вот в чем, все задания - и хорошие, и плохие создаются пользователями-учителями.
Некоторые задания имеют ошибки. Грамматические, смысловые и так далее. В таких случаях ученику, ответившему правильно на вопрос, компьютер засчитывает ответ как ошибку и снижает балл. Причем этот балл пойдет в журнал и табель.
Такая ситуация обратима: проверочную работу можно переписать и полученный балл исправить. Учитель может справиться с этой ситуацией. Он сам сначала должен прорешать те задания, которые задает.
Вообще в такие анекдотические положения, на мой взгляд, попадают учителя, задающие задания, которые они сами не прошли. Не должен учитель задавать ученику задание с ошибкой.
- Так Uzdevumi.lv хорош или плох?
- По-моему, хорош. Но не совершенен. Ученики его любят за удобство. Выполнять задания на этом ресурсе можно, хоть не вылезая из кровати, в мобильном телефоне. Этот ресурс также позволяет учителю развивать свои персональные компетенции в других предметах.
- Как оцените ресурс Soma.lv?
- Этот ресурс не имеет таких широких возможностей, как Uzdevumi.lv. Но некоторые учителя его используют.
- Что скажете по поводу телепередач Tavaklasse?
- Что это пока полуфабрикат. Я не могу оценить его качество, потому что очень трудно составить школьное расписание предметов в соответствии с расписанием телепередач. Мы такой задачи перед учителями и не ставили. Но и говорить о том, что это полностью бесполезное вложение денег и времени я бы не стал.
- А как же назвать продукт, который нельзя использовать?
- Воспринимайте это не как продукт, а как полуфабрикат. Это видеоконтент, который со временем (я на это надеюсь) зальется на ресурс Skola 2030, и оттуда его сможет взять любой желающий, ученик или учитель.
- А где брать такой контент сегодня?
- У многих учителей есть свои медиатеки, склад различных текстовых аудио- и видеоматериалов. У меня, например, такой по истории. Некоторые свои медиатеки делают публичными.
Например, я часто пользуюсь медиатекой лиепайского коллеги Павла Юрса http://www.pavelsjurs.lv. У него основной контент по теме урока на латышском, но много дополнительного и на английском и на русском.
- Есть ли еще какой-либо ресурс, не упомянутый в опросе?
- Мне очень симпатичен американский опыт, программа http://www.ignitelearning.com/. Это продукт Билла Гейтса, ему уже лет 20. В свое время эту программу в Латвии продвигал Борис Березовский с Бушем.
Обучает она разным дисциплинам - физика, химия, математика, история. Удивительно, но современные ресурсы не дотягивают до того уровня аттрактивности и увлекательности учебного материала.
Программа имеет анимацию и воспринимается как игра. Представляете, карты, на которых видно, как меняются границы в разных эпохах. Великолепные видеоиллюстрации физических явлений и химических опытов. Шикарное анимированное объяснение астрономии и природоведения. Для меня эта программа как образец того, к чему надо стремиться.
- Пожалуй, главный вопрос: есть ли у удаленного обучения будущее?
- Это очень полезный инструмент для комплексного обучения. Недоделанный до конца, но уже полезный.
Определенно, в будущем он станет еще удобнее, а значит, и учеба с использованием электронных ресурсов станет удобнее и приятнее. Но, увы , удаленная учеба без реальной школы совершенно не способствует социализации учеников, и в значительной мере недоступна младшим классам.
Детям нужны учителя и еще больше нужны воспитатели. И никакой онлайн-ресурс воспитателя не заменит. Во всяком случае пока.