"Невидимые дети": первые итоги дистанционного обучения в Латвии

© Sputnik / Кирилл Каллиников / Перейти в фотобанкШкольница
Школьница - Sputnik Латвия
Подписаться
Позади два месяца удаленного обучения – совершенно новый и довольно болезненный опыт для латвийских школ. А министерство образования и науки уже всерьез планирует продолжение этой эпопеи и в следующем учебном году

РИГА, 31 мая — Sputnik. О плюсах и минусах "удаленки" и о том, какие уроки следует извлечь на будущее, Bb.lv поговорили с директором Рижской средней школы № 34, доктором педагогики Натальей Рогалевой.

Плюсы

Руководитель призналась, что уже соскучилась по лицам своих учеников и учителей и мечтает поскорее встретиться с ними не онлайн, а вживую, как раньше. Но свои плюсы, конечно, есть и у удаленного обучения.

Подростки идут по парку в Даугавпилсе - Sputnik Латвия
Решение принято: ГАЗ позволит школьникам подзаработать этим летом

"Дети работали самостоятельно, и они научились более ответственно выполнять задания, самостоятельно разбираться в них, – рассказывает Наталья Рогалева. – Они научились работать с технологиями, многие учителя также продвинулись в своей работе с технологиями. Еще один плюс, на мой взгляд, в том, что было много заданий, связанных с необходимостью читать, то есть такие задания, которые невозможно выполнить, если ты не прочитаешь текст. Поэтому хочешь не хочешь, ученикам приходилось много читать. И это хорошо, потому что навыки чтения у современных ребят не очень-то развиты, и за эти два месяца они наверняка улучшились".

Но и минусов в неподготовленном удаленном обучении тоже оказалось немало.

Минусы

"В целом у нас подкачала IT-подготовка учителей, и первые две недели мы были не очень готовы к тому, чтобы предлагать детям удаленно онлайн-уроки, и пока мы освоили эти методики, конечно, время прошло, – объясняет директор. – Во-вторых, конечно, отсутствие общения, индивидуального подхода, когда учитель видит, что происходит в классе, и может контролировать каждого ребенка. Иногда преподавателю просто достаточно подойти к ученику и постоять рядом с ним или посмотреть на него, чтобы он начал работать. В сложившейся ситуации такой возможности у нас не было, и поэтому многих детей мы просто "потеряли", то есть "дойти" до каждого ребенка в ситуации удаленного обучения у нас не получилось. И, конечно, очень большой минус – это "расслоение" детей. Получилось, что те дети, которым родители помогали: подключаться к онлайн-урокам, загружать задания, разъясняли что-то – чувствовали себя комфортно, ощущали поддержку и успешно учились. В отличие от тех ребят, которые остались один на один с учителем за кадром.

Родители также жаловались, что они сами с утра до вечера удаленно работают и у них нет возможности и сил помочь своим детям. И некоторые ученики, оставшись без помощи работающих родителей, выполняли задания гораздо хуже, а есть и такие дети, которые вообще практически не учились эти два месяца. Каковы будут их знания на начало следующего учебного года, даже трудно предсказать".

Работа над ошибками

Наталья Рогалева считает, что если удаленка опять начнется с сентября, надо думать, в первую очередь, о том, как улучшить знания учителей в технических вопросах.

Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова - Sputnik Латвия
МИД РФ призвал Латвию дать русским школьникам шанс учиться на русском

"Хотя за эти два месяца ситуация улучшилась, в нашей школе есть по крайней мере 30 педагогов, которые не провели ни одной онлайн-конференции, ни одного онлайн-урока или консультации и просто банально присоединяли задания, грузили файлы, и иногда даже не презентацию, а просто текст: выполни такое-то задание в учебнике, напиши и пришли мне, – рассказывает директор. – Значит, нам надо очень сильно озаботиться технической и компьютерной грамотностью учителей, разработать какие-то протоколы и процедуры, как мы сможем достучаться до каждого ребенка. И нам надо очень серьезно подумать о том, что мы будем делать с теми детьми, которые выпадают из процесса, потому что они реально выпадают, мы их не видим – "невидимые дети" существуют в удаленном обучении".

Кого берут в 10-й класс

Однако жизнь продолжается, и в этом году уже тридцать рижских школ решили принимать учащихся в 10-й класс на конкурсной основе, по результатам вступительных экзаменов. В этом году экзамен будет единый для всех 30 школ, которые заявили о своем участии. Испытание будет проходить 15 июня, в течение двух часов, в содержании экзамена – задания по математике и иностранному языку.

Каждая подписавшаяся школа должна предоставить свою площадку для его проведения, а зарегистрироваться на экзамен дети смогут на сайте департамента образования Рижской думы, указав, в какой школе они хотят этот экзамен сдавать. Получив результаты на руки, будущий десятиклассник сможет отправиться с ними в любую выбранную им школу, которая установит свои критерии отбора, допустим, 60% или 70% выполненной работы.

Если школа не подключилась к этому единому вступительному экзамену, то она не имеет права делать никаких проверок вообще и принимает детей по мере подачи заявлений.

Лента новостей
0