РИГА, 29 мая — Sputnik, Иван Помидоров. В мае мы маемся. Мой ребенок в четвертом классе. Как сделать восемь контрольных в день?
- Я этого не выдержу! – патетически восклицает сын в седьмой раз за день. Сегодня мы уже сделали пять контрольных, и впереди еще три. Учителя вошли в положение и разрешили сдать за неделю все то, что мы за два месяца не успели.
Мы распечатываем четыре контрольных. Это в большинстве своем тесты - поставил галочки возле правильного ответа, и все. Красота! Если, конечно, дома есть принтер. А если нет – списывай с экрана в тетрадь. У нас, как на зло, картридж кончился аккурат в начале дистанционного обучения, и без него скорость выполнения заданий упала раз в пять.
- Математика сделана! – бодро рапортую я. – Что там еще?
На четыре листочка в руках сына я посматриваю с гордостью. На самом деле, 26 заданий из 28 сделал он сам, а в двух оставшихся я просто направил мысль в правильное русло.
Конечно, на настоящую контрольную это не тянет – там ученики все решают без помощи родителей. Но нынешний год для учебы особый – дистанционный. Все родители стонут и требуют, чтоб прошедшие месяцы им вписали в педагогический стаж.
Pažobele и knābis
- Сделали математику, беритесь за dabas zinības! – отдает приказы моя жена. Она сидит за своим домашним рабочим местом и вместо сына пишет контрольную по социальным знаниям. На государственном языке, которым (ах, какое удивление!) наш сын почему-то не владеет как родным. Это еще хорошо, что мама аккурат в этот кризис осталась без работы. (Хорошо для учебы сына, а не для семейного бюджета).
Dabas zinības – это вообще-то природоведение. Только на нормальном природоведении ученик учит основы физики и биологии, а на Dabas zinības русский ученик в теории изучает еще и латышский язык. На практике – плоховато получается и с одним, и с другим.
В школе еще как-то у учителя получались эти билингвальные ухищрения, когда половину урока объясняется суть явления, а вторая половина посвящена терминологии на неродном языке. В дистанционном обучении Dabas и Socialas zinības превратились в "казни египетские" – никаких объяснений, никакого знакомства с терминологией, одни домашние задания.
В прошлом году наш сын постигал, что такое pažobele и knābis, на уроке. По-русски это "стреха" и "клест", и никто не виноват, если вы и на родном языке не понимаете, что это такое, и зачем эти знания городскому четверокласснику.
Но в этот год, год торжества латышского национализма над русской школой, билингвальное содержание уроков сокращено, а латышский язык почему-то не передался ученикам воздушно-капельным путем, как коронавирус. Поэтому роль учителя все чаще приходится исполнять родителям, большинство из которых педагогического образования не имеют. Стоит ли удивляться, что и учеба для многих учеников стала труднее.
Самые продвинутые родители нашего класса сообразили взять из библиотеки учебник прошлого года по Dabas zinības на русском. Он, конечно, полон смешных и глупых ошибок, как лингвистических, так и смысловых, но зато знакомит детей с сутью природоведения и идентичен латышскому учебнику. Ученик, имеющий обе книжки, может сначала прочитать урок на русском и понять суть, а потом уже читать латышскую версию.
Таким же недалеким, как я, выпала сомнительное удовольствие переводить и объяснять содержание учебника.
Все сам. Или не сам
В начале дистанционного обучения мы жестко решили: ученик должен учиться сам. Что может сделать самостоятельно, пусть делает, что не может – не наши проблемы. Наивные!
Короче говоря, предоставив четверокласснику в одиночку справляться с "дистанционным" образованием, отказавшись от контроля и лишь откликаясь на консультации, мы ничего не добились. Теперь, чтоб перейти в следующий класс, мы должны за неделю сдать долги по предметам за два месяца.
Самые лучшие предметы в нашей школе - это немецкий и латышский. Долгов по этим предметам у нас нет. Как и нет никаких претензий к этим учителям, которые освоили программу видеоконференций zoom. Остальные 80% нашего дистанционного обучения - это переписка по E-klass и бесконечные домашние задания.
Роль учителя в том, чтоб давать ученикам знания, отвечать на вопросы и разбирать ошибки. Это в теории. А на дистанционной практике это родительская головная боль. По факту 80% обучения в нашей школе - не дистанционное, а куда более сложное заочное. Без теории, без разбора ошибок, и с возможностью консультаций по телефону, которыми стеснительный ребенок не пользуется.
Открыть компьютер, открыть браузер, войти в E-klass, набрать логин и пароль, войти в почту, открыть письмо, скачать вложение (как правило, фотостраницы учебника), сохранить вложение, создав соответствующую дате папку в подкаталоге предмета, в своем каталоге на компьютере. Это мы еще и не начали выполнять домашние задания.
Теперь сын круче мамы пересылает файлы с компа на планшет или телефон. Но учили его этому не в школе, а дома. А если бы я сам этого всего не умел?
Иногда вместо приложенного фото страницы из учебника – ссылка на вечно зависающий сайт Soma.lv. Если сайт откроется, можно будет увидеть такую же картинку страницы с заданиями.
Что ученик делает с учебником, получая домашнее задание? Тащит в удобное место и переписывает данные из учебника в тетрадь, постоянно в него заглядывая. Что делает мой ребенок во время дистанционного обучения? Задирая локти на высокий для него компьютерный стол, сгорбившись, часами пялится в экран.
Вообще-то, у нас есть планшет, с которым можно удобно работать, почти как с учебником. Но пересылать на планшет получается только картинки, а сайт Soma.lv на планшете не работает. И на телефон тоже не работает. Зато у нас теперь новый картридж в принтере!
На самом деле, дистанционное обучение могло стать прорывом в образовании. Но то, что происходит сейчас, - это имитация. Мои радужные мечты о новых горизонтах в учебе разбились, как стеклянные игрушки, и больно режут босую душу.
И сбоку бантик
- Вам еще maituribu делать! – руководит мама, не отрываясь от сочинения по латышскому.
Maituriba, то есть домоводство - это моя "любовь". Я сразу же объявил, что никаких домиков из картона, никаких индейских "ловцов снов" из птичьих перышек и цыплят из пластилина я делать не буду. Могу прислать фото установленного на даче унитаза, проведенной канализации, новой розетки или наклеенных в коридоре обоев. Все это я делал вместе с сыном, и, надеюсь, ему это в жизни пригодится. А "ловцов снов" пускай в школе делают, если им заняться нечем.
Семья моего праведного порыва не оценила. Дедушка долго увещевал, что взрослому человеку должно быть стыдно пасовать перед картонными домиками. Мол, совместная работа (пускай даже по производству совершенной фигни) облагораживает и объединяет. Правда, от предложения облагородиться и объединиться с внуком хитрый старик уклоняется, заявив, что он свое уже отработал со мной.
Бабушка в подробности не вдается, ей еще задания по немецкому языку у внука проверить. Спор заканчивает мама, которая лепит из картона и перьев каких-то уродов, донельзя гордая собой. Сын спасен.
Наверное, это даже позитивный опыт. Может, потом мы будем смеяться, вспоминая эти деньки, и хвастать достижениями. Сейчас просто нет сил.
Как бы то ни было, а лето уже близко. Мы с сыном чувствуем его жаркое дыхание на своей коже, и еле сдерживаемся, чтоб не выкинуть учебники в окно. Мы хором мечтаем встать с утра на даче, неторопливо надеть шорты и побежать купаться на озеро. И чтоб никаких уроков. Ни-ка-ких. А учителя пускай учатся формам дистанционного образования.