РИГА, 21 апр — Sputnik, Андрей Солопенко. Оценивая будущее экономики Латвии и перспективы собственного материального положения, латвийцы не ожидают ничего хорошего, показал опрос Центра исследований рынка и общественного мнения SKDS. Правда, по сравнению с кризисом 2009—2010 годов эти показатели не такие удручающие.
Доминирует пессимизм
Центр SKDS ежемесячно измеряет настроения жителей страны в исследовании "Латвийский барометр". По данным мартовского опроса, индекс общего настроения в течение месяца уменьшился с -16 до -20 пунктов. Ниже, чем в феврале, был и индекс оценки настоящего – в марте он сократился на 3 позиции и составил -25 пунктов. Также на 7 позиций упал индекс оценки будущего, составив -6 пунктов, что, как отмечается в исследовании, является самым резким падением с августа 2014 года, когда этот показатель был -7 пунктов.
Стоит отметить, что на протяжении всего исследования, которое проводится уже более десяти лет, начиная с лета 2008 года, индекс общего настроения и индекс оценки настоящего все время находились в отрицательных значениях, что явно свидетельствует о пессимизме, превалирующем среди населения Латвии.
Правда, как указывает директор SKDS Арнис Кактиньш: "Значительная часть латвийского общества по своей природе пессимистично настроена, для них стакан всегда будет наполовину пуст, а не наполовину полон".
Поэтому, по его мнению, нужно смотреть на динамику настроений населения.
Здесь, как отмечает Кактиньш, ни индекс общего настроения, ни индекс оценки настоящего еще не достигли того уровня "дна", который наблюдался в 2009 году, когда Латвия находилась в тяжелом экономическом кризисе. В то время индексы достигли рекордно низких значений: индекс общего настроения составлял -58 пунктов, а индекс оценки настоящего вообще опускался до -70 пунктов. Так что, по словам эксперта, хоть особого оптимизма у людей и не видно, но нельзя говорить, что все и совсем плохо.
По его мнению, в Латвии бывало и намного хуже, а то, что нынешние настроения в обществе стали значительно пессимистичнее, не должно никого удивлять, так как подобный настрой сейчас доминирует во многих странах. "Если мы приглядимся, то увидим, что почти весь мир ныне пребывает в пессимизме из-за кризиса, вызванного коронавирусом, и вопрос лишь в том, в какой степени, насколько эти пессимистичные настроения глубоки в каждой отдельно взятой стране. И Латвия здесь не является исключением", – подчеркнул Кактиньш.
В ожидании экономического кризиса
Коронавирусный кризис негативно повлиял на многие отрасли народного хозяйства Латвии, что прямо сказалось и на показателях, связанных с экономикой страны. На 6% вырос удельный вес респондентов, считающих, что экономическая ситуация в Латвии ухудшается, тогда как доля тех, кто думает, что экономика улучшается, уменьшилась на 1%. В целом индекс оценки изменений экономического положения Латвии упал на -6 пунктов и составил -31, продолжив падение восьмой месяц подряд.
Негативные прогнозы об экономике Латвии увеличились ещё больше. Около 27% опрошенных считают, что в течение года экономика Латвии ухудшится, и по сравнению с февралем их удельный вес вырос на 9%. Тогда как оптимистично настроенных латвийцев лишь 17%, что на 1% меньше, чем месяцем ранее. Индекс прогноза развития экономического положения Латвии сократился на -8 пунктов и составил -13, явно указывая, что жители страны с настороженностью ждут негативных последствий в экономике, как в ближайшее время, так и в будущем.
Куда более негативно латвийцы стали оценивать материальное положение себя и своей семьи, а также его изменение в течение года. Индекс оценки нынешнего материального положения семьи сократился на 5 позиций, достигнув значения в -7 пунктов. Лишь 20% населения считают свое или семейное материальное положение хорошим или скорее хорошим, хотя еще месяц назад их было 24%. Также на 5% снизился удельный вес опрошенных, ожидающих его улучшения в течение года.
Нет оптимизма и в оценках населения по поводу возможности найти в Латвии хорошую работу. Индекс шансов найти работу составил -28, и на 5% возросла доля тех, кто скептически оценивает такую вероятность. 46% населения Латвии не думают, что у них получится найти хорошую работу, и лишь 13% придерживаются противоположного мнения. Все это прямо свидетельствует о возросшем пессимизме латвийцев, которые считают, что негативные экономические последствия непременно окажут плохое влияние и на их жизнь.
Надеясь на лучшее
В то же время, как указал Кактиньш, не стоит так уж однозначно утверждать, что население Латвии видит ситуацию исключительно в негативном свете. Несколько выросла доля тех, кто считает, что страна развивается в правильном направлении. Общая оценка развития ситуации выросла на 2 пункта, и хотя этот индекс находится в отрицательных значениях (-25), некоторый прогресс все же есть.
Как считает эксперт, объяснение этому очень простое.
"Если мы говорим о положении дел в государстве, то да, люди могут думать об экономике, ухудшении материального положения и так далее. Однако сейчас к этому всему добавились еще и эпидемиологические аспекты в связи с коронавирусом. И по сравнению с другими европейскими странами, той же Италией или Испанией, положение в Латвии смотрится значительно лучше. Естественно, люди это видят и оценивают", – заявил директор Центра SKDS.
Как отмечает Кактиньш, опять же в динамике все указанные показатели очень далеки до тех, которые были при прошлом экономическом кризисе.
"Конечно, оптимизма у населения не наблюдается, и латвийцы стали пессимистичнее по поводу экономики и своего материального положения, но если сравнивать эти индексы с теми, что мы наблюдали в 2009 году, то такого драматического падения, как было десять лет назад, пока еще нет. … Видимо, жители Латвии надеются, что вся эта ситуация не продлится долго, и летом, может быть, уже все должно наладится", – предположил эксперт.
По его мнению, хоть начало экономического кризиса обозначилось, и понятно, что многие люди из-за него пострадают, но пока еще рано утверждать, что ситуация в стране критическая. Если положение ухудшится, то рост пессимистических настроений в обществе будет закономерным, хотя неизвестно, достигнут ли эти показатели уровня 2009 года.
"Я все же не хочу прогнозировать, насколько ухудшение настроений будет сильным. Думаю, надо подождать и посмотреть на дальнейшее развитие событий", – резюмировал Кактиньш.