Сейчас новостные ленты и соцсети забиты сами знаете чем. Нет-нет, но среди обыденных новостей про коронавирус и житье-бытье в режиме самоизоляции проскочит что-нибудь атипичное и чужеродное. Ну вот, например, на минувшей неделе истребители подразделения воздушного патрулирования НАТО пять раз сопроводили самолеты ВВС России, летевшие над Балтикой, сообщило Министерство обороны Литвы.
Гаубицы вместо ИВЛ
Конечно, спасибо, что сопроводили, весьма любезно. Это были транспортные самолеты Ан-26, доставлявшие товары первой необходимости в оказавшуюся в блокаде Калининградскую область.
Нет, раньше подобные новости появлялись каждый день, теперь же они звучат как какое-то "эхо далекой войны". Войны, к которой все готовились, вкладывая в это дело миллиарды, войны, которая вот-вот должна была случиться. Но вместо этой выдуманной войны пришла другая - "не понарошку", а "всамделишная", со многими тысячами "убитых и раненых".
До сих пор Латвия усердно рапортовала (как в СССР рапортовали о трудовых успехах во время подготовки к съезду) о купленных гаубицах, самоходных установках, бронетранспортерах, приборах ночного видения, винтовках M-16, гранатометах, системах ПРО и новых армейских ботинках.
На все это были потрачены сотни миллионов евро. Но вдруг оказалось, что во время настоящей войны всё это - бесполезный металлолом. Что гаубицу не переделаешь в аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и от гранатомета - сплошные побочные эффекты вроде летального исхода.
Разведка доносила
Подвела разведка? Наши власти не знали о надвигающейся опасности? Это не так. Последние 10—15 лет мировое эпидемиологическое сообщество предупреждало: нет сомнений в том, что будет пандемия. Вопрос был только — когда.
То есть у нас было время подготовиться. Но вместо этого мы оголили тылы и обнажили фланги. Сейчас все с тревогой ждут фронтовых сводок – не случится ли самое страшное, если количество заболевших достигнет критической массы, когда для лечения латвийцев не хватит ИВЛ и медицинского персонала — врачей и сестер.
Прошлогодняя ревизия Госконтроля показала, что в латвийском здравоохранении не хватает по крайней мере 3500 медсестер и около 300 акушерок. Только 65% молодых специалистов, которые получили квалификацию, после получения диплома остаются в Латвии, в том числе всего 52% медсестер и 54% акушерок. Ну а что делать, если в Германии или Норвегии наша сестричка получает в пять — семь раз больше?
По результатам ревизии Госконтроль заявил: хотя с 2005 года были приняты различные документы и программы, чтобы количество и квалификация работающих в Латвии медиков отвечали спросу со стороны пациентов, "эта цель весьма далека от выполнения".
Госконтроль признал, что количество врачей в стране соответствует требованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о плотности медиков на тысячу человек. Но реальность свидетельствует о том, что врачи определенной квалификации, особенно в регионах, отсутствуют вообще либо они есть, но в очень ограниченном количестве.
Проверка показала, что выдвинутая более десяти лет назад Минздравом цель — обеспечить в системе здравоохранения человеческие ресурсы в соответствующем количестве и соответствующей квалификации — не достигнута.
Зарплаты являются одним из важнейших аспектов, чтобы привлекать молодежь в медицину и пополнять человеческие ресурсы, поэтому Минздрав еще в 2009 году планировал существенное повышение средней заработной платы медицинских работников.
Тем не менее лишь в 2018 году были сделаны первые шажки по повышению оплаты труда в здравоохранении, и то не вызывавшие ничего, кроме обиды и отторжения.
Такое длительное пренебрежение к вопросу привело к нехватке медицинских работников и негативно повлияло на престиж профессии, указывает Госконтроль.
Это звучало тревожно и в мирное время, а уж сейчас…
На линии огня
Но самое страшное, что именно доктора, медсестры и санитары сейчас находятся в эпицентре риска, о чем говорят новости о все новых заболевших из их рядов. А если учесть, что больше половины из них находятся в возрастной зоне риска. По данным того же Госконтроля, 55% медицинского персонала в стране — старше 50 лет.
Мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш в социальных сетях писал, что Даугавпилсская региональная больница располагает 24 аппаратами ИВЛ. Распоряжаться ими, в случае появления тяжелых пациентов с вирусом COVID-19, будут семь инфекционистов, трое из которых люди пенсионного возраста. А самому уважаемому доктору - 79 лет.
Риск усугубляется тем, что имеющийся "личный состав" подставляет себя под пули, прыгая из окопа в окоп на самой передовой, то есть совмещая несколько работ в разных местах.
Высокий риск для распространения вызываемой новым коронавирусом болезни COVID-19 несет миграция медиков между медучреждениями, заявила в Twitter министр здравоохранения Илзе Винькеле.
"Это делается, чтобы можно было заработать и чтобы прикрыть нехватку медиков", — пишет министр, подчеркивая, что ситуацию можно улучшить только в долгосрочной перспективе и только с помощью денег.
Политик подчеркнула, что сейчас более отчетливо, чем когда-либо, виден урон, который наносит недостаточное финансирование здравоохранения.
Одновременно прекращены плановые операции и амбулаторные исследования, что только увеличит нагрузку на здравоохранение. Бывшая министр здравоохранения Ингрида Цирцене назвала это разгромом национальной системы здравоохранения.
Даже если Латвии на сей раз повезет и она отделается небольшим количеством жертв (Боже, храни Латвию), то уже не следующий день после окончания эпидемии и снятия ЧС ей предстоит серьезная практическая работа по подготовке к будущим эпидемиям, в предсказании которых недостатка нет.
Профессор кафедры психиатрии Университета Страдыня Марис Таубе заявил телеканалу TV3, что во время передышки после окончания нынешнего кризиса особое внимание придется уделить здоровью самих медиков. Так как из-за больших нагрузок у них может случиться синдром выгорания, тревожный синдром и посттравматический стресс.
А простой болезненный народ? Не надо ходить к гадалке, чтобы знать, что после всех нынешних треволнений у сердечников, а Латвия в ЕС – среди лидеров по сердечно-сосудистым, болезни обострятся.
Айда сдавать металлолом?
В Латвии часто можно увидеть или услышать рекламу призыва в армию. Но сейчас это "не модно". Сейчас многие страны Европы набирают медицинский персонал, в том числе вспомогательный, имеющий хоть какую-то подготовку.
Конечно, здесь многое зависит от того, смогут ли наше правительство и депутаты срочно найти деньги, чтобы мотивировать добровольцев идти рисковать своей жизнью. Может быть, именно страх за свои жизни и инстинкт самосохранения заставит депутатов изыскать необходимые средства?
Ведь согласились же они хотя бы временно поднять зарплаты медикам после того, как в Сейме был объявлен карантин и сами депутаты и министры оказались под домокловым мечом.
Да, в крайнем случае у нас еще есть гаубицы, которые можно продать. В мире еще есть немало диких и нецивилизованных правительств, готовых выложить миллионы на хлам ненужный и бесполезный в условиях настоящих современных угроз.
P. S. На заметку: Польша проанализирует необходимость закупки американских истребителей F-35 в связи с надвигающимся экономическим кризисом, вызванным эпидемией коронавируса, заявил министр государственных активов Яцек Сасин в эфире радиостанции RMF FM.