Какие права у работника во время чрезвычайной ситуации в Латвии? Разъясняет юрист

© Sputnik / Sergey MelkonovГотовая к копчению килька
Готовая к копчению килька - Sputnik Латвия
Подписаться
Боязнь за свое здоровье и здоровье близких, увы, не единственное, что заботит сегодня огромное число жителей. Над огромным числом работников нависла угроза лишиться работы и средств к существованию, а в отношении многих это уже воплотилось в жизнь

РИГА, 3 апр — Sputnik. В основном народ не имеет столько накоплений, чтобы безболезненно пережить чрезвычайную ситуацию (ЧС). И сейчас, когда множество фирм закрывается или переходит на кризисный режим работы, перспектива лишиться заработка на неизвестно какое время повергает в панику не меньше, чем страх перед инфекцией. А возможно, даже больше, пишет латвийская газета "Сегодня".

Растерянные и перепуганные, люди пытаются получить информацию – в официальных структурах, в СМИ, из других источников. Информация предоставляется – правда, увы, теория часто отличается от происходящего на практике. Газета "Сегодня" попросила юриста Алевтину Григоренко ответить на вопросы читателей в двух плоскостях – и юридической, и практической.

- Имеет ли право работодатель, ссылаясь на чрезвычайную ситуацию, предлагать работникам выбор: или отправиться в неоплачиваемый отпуск на неопределенное время до "лучших времен", или уволиться "по собственному"?

Бедность, пустые карманы - Sputnik Латвия
"Мы держались до последнего": все сотрудники рижской гостиницы Hotel Roma уволены

- Работодатель не имеет права принудить работника уйти в отпуск без сохранения заработной платы или уволиться. Юридически. Закон о труде категорически запрещает какие-либо принудительные действия со стороны работодателя в отношении работника.

Но на практике людей все равно вынуждают писать заявления. Тут действует психологический момент: не уйдешь в неоплачиваемый отпуск "добровольно", значит, проявишь нелояльность; соответственно, есть вероятность, что вскоре работодатель просто предупредит тебя о расторжении трудовых отношений.

И работник, боясь такого развития событий, соглашается на неоплачиваемый отпуск. Потому что, даже если он обратится за защитой в трудовую инспекцию, не факт, что добьется успеха: ведь факт давления (навязывания отпуска без содержания) еще надо доказать, а подобные "предложения" делаются преимущественно тет-а-тет.

Ко мне сегодня обращается достаточно много людей за консультацией – работники гостиниц, общепита, и люди, выполнявшие малоквалифицированную работу, и работавшие на достаточно высоких административных должностях.

Рассказывают, что их просили писать заявления – кого об отпуске без содержания, а кого и о расторжении трудовых отношений "по обоюдному согласию", и 70—80% это распоряжение выполнили. Потому что им было обещано, что если они проявят лояльность и понимание "здесь и сейчас", то их тут же вернут назад, как только "все закончится". Понятно, что юридически это выглядит компромиссом, достигнутым на добровольной основе, но на самом деле это не так.

Если работодателю объективно нечем платить и он вынужден предлагать работникам выбор: или увольняться, или жить до лучших времен в отпуске без содержания, то ему имеет смысл, предварительно переговорив с сотрудниками, внести на время ЧС некоторые пункты трудового договора с таким расчетом, чтобы разделить с работниками издержки трудных времен и при этом сохранить коллектив.

Офис - Sputnik Латвия
Латвийские компании планируют массовые увольнения

Например, стоит сократить рабочий день и, соответственно, оплату труда. По крайней мере так люди не будут выброшены на улицу и хоть что-то будут получать. Работодателю это тоже выгодно, понятно, что ЧС не навсегда. И те, кто сейчас избавляется от работников, потом могут просто работников не найти.

Наконец, существует такое понятие, как вынужденный простой: ситуация, когда работодатель не может обеспечить работнику фронт работ. Если это может быть оправдано объективными причинами (а в условиях ЧС это именно так), работодатель может претендовать на помощь государства и получить ее.

Сегодня государство предлагает коммерсантам разные виды поддержки, связанные с ЧС, и этим нужно пользоваться. Многие коммерсанты даже среднего звена, у которых трудоустроено 5—10 работников, вполне могут пережить "коронавирусное безвременье" путем внесения некоторых изменения в трудовой договор и в режим работы в целом.

Гуманное отношение к работникам позволит некоторое время спустя не столкнуться с проблемой дефицита кадров. В свою очередь работникам в нынешних условиях тоже нужно осознать, что ответственность – останется предприятие на плаву или утонет – лежит не только на работодателе, но и на них.

- Какие последствия могут быть для работников, которым навязывают расторжение трудовых отношений?

- Как я уже упомянула, 70% работников соглашаются на такие условия. Во-первых, это дает возможность встать на учет как безработный и какое-то время получать пособие; во-вторых, есть надежда вернуться на прежнее место работы. Но тут есть нюансы.

Например, если работодатель порядочный, а работник до ЧС выполнял свои обязанности добросовестно и профессионально, то его, скорее всего, постараются вернуть на прежнее место работы при первой же возможности. Ну а если нет? Или, если сейчас люди массово "сядут на пособие", совсем не факт, что каждый получит даже порядка 70% своего заработка.

Грузчики выносят вещи из закрытого магазина в Старой Риге - Sputnik Латвия
Безработица и эмиграция: как глубоко упадет экономика Латвии из-за коронавируса

К тому же некоторые отрасли имеют выраженный сезонный характер, и в зимне-весенний сезон занятые там работники традиционно и работают, и получают меньше. Хватит ли размера пособия, чтобы прокормить себя и семью "до лучших времен"?

Если же работников не увольняют, то:

а) не загружается государственная машина: работнику не нужно идти на биржу, а государству – платить ему пособие по безработице;

б) У работодателя нет необходимости заниматься "бумаготворчеством" при оформлении документов об увольнении;

в) сохраняется коллектив: ЧС – временное явление, а когда оно завершится, у коммерсанта будет и коллектив, и хорошие взаимоотношения, и можно будет оперативно возрождать бизнес, а не лихорадочно подыскивать новых сотрудников;

г) работник чувствует себя комфортно хотя бы психологически: от него не избавились, трудовой договор с ним не расторгли... Это очень важно! Хотя материально, конечно же, он теряет.

Я считаю массовые увольнения "по согласованию сторон", которые можно наблюдать сейчас, крайне негативным явлением. Трудовой инспекции следует обращать на это пристальное внимание и по возможности пресекать.

Например, если на фирме работает человек тридцать и каждый второй вдруг решил уволиться "по согласованию сторон" – налицо нарушение прав работников: понятно, что эта ситуация смоделирована не ими.

- Влияет ли расторжение трудового договора "до лучших времен" на трудовой стаж, на будущую пенсию? И если да, то как?

Витрина закрытого кафе - Sputnik Латвия
Коронавирусный кризис: более трети предприятий в Латвии опасаются закрытия

– Разумеется, влияет. Если трудовой стаж прерывается, прерывается и средняя заработная плата – когда идет расчет за год, а также за иные периоды времени.

VSAA и другие организации производят расчет помесячно, а также за определенные периоды. Увольнение "по обоюдному согласию" (а по сути – принудительное расторжение трудового договора, пусть и завуалированное), работнику невыгодно. Тогда уж лучше уйти в отпуск: если подошло время – в оплачиваемый, если нет – без сохранения заработной платы.

Да, работник в этом случае теряет в средней заработной плате за год, что, в свою очередь, влияет и на размер оплаты больничного, и на отпускные, и, в конце концов, на размер пенсии. Но даже если работник взял отпуск без сохранения заработной платы, у него все-таки и стаж не прерывается, и имеется возможность воспользоваться больничным…

Очень важно, чтобы работодатели, оказавшись, прямо скажем, в крайне тяжелой ситуации, все-таки не переусердствовали в плане перевода своих бизнесов в режим коронавирусного кризиса.

- Дочь поехала в Германию, пока там еще не была объявлена эпидемия, а вернулась уже из "закрытой" страны. Просидела в карантине две недели, потом вышла на работу. Должны ли ей оплатить пропущенные дни?

- Скажем честно: сначала люди – как на уровне государств, так и частных лиц – не оценили по достоинству ни опасности вируса, ни возможных последствий для себя и окружающих.

И даже при первых предупреждениях продолжали свои путешествия. И если человек на свой страх и риск совершил поездку в страну, в которую на тот момент ездить не рекомендовалось, а в результате оказался вынужден пропускать работу, работодатель имеет право не выплачивать зарплату за данный период: в данном случае ответственность лежит целиком на работнике.

Если же запрет на поездки в конкретную страну появился, когда человек уже там находился, то это, разумеется, не его вина, поэтому оплата пропущенных дней должна быть произведена.

Сбор урожая картофеля - Sputnik Латвия
Реже ходят за покупками и хотят сажать картошку: что изменил карантин

 -Работаю в небольшом магазинчике: крошечное помещение, товар – всякая мелочовка. И вот зашла старушка, купила несколько позиций, пока расчитывалась и складывала покупки, в магазин набилось еще человек пять. Прошу их: "Пожалуйста, отойдите на расстояние два метра друг от друга!" Какое там! Смеются, шутят... И что мне делать? Силой выпихивать покупателей, чтобы они в следующий раз пошли в другой магазин? Хозяин говорит: "Обслуживай побыстрее, и все будет хорошо"...

– Требования, связанные ЧС, распространяются и на каждого. Все несут свою индивидуальную ответственность. Да, работник в данном случае оказывается заложником ситуации: с одной стороны, ему необходимо сделать прибыль, из которой ему потом будет выплачена зарплата, и не испортить отношений с клиентами, но на другой чаше весов безопасность. И она перевешивает.

Если клиенты "не слышат" призыв продавца и не отступают друг от друга на безопасное расстояние – это уже сфера их ответственности.

Сегодня повсюду в публичных местах на видных местах размещены таблички: описание, как следует себя вести в условиях ЧС. И хотя всегда есть риск, что у кого-то из клиентов это вызовет раздражение, кто-то уйдет и больше не придет, – если приносить безопасность в жертву коммерческому интересу, то может выйти себе дороже и для коммерсанта, и для работника.

В подобных ситуациях можно обратиться в полицию с просьбой включить магазин в список объектов патрулирования. И предупреждать клиентов, что полиция регулярно проезжает мимо и, если заметит нарушение, подъедет и оштрафует.

Думаю, такое предупреждение побудит даже самых несговорчивых отступить за двухметровую линию. Но если и после этого какой-то особо упертый клиент нарушит правила безопасности, по крайней мере, с работника и с коммерсанта будет снят риск быть оштрафованным.

Лента новостей
0