РИГА, 3 апр — Sputnik, Андрей Солопенко. Пандемия COVID-19 резко изменила экономическую ситуацию в мире – в связи с введением чрезвычайного положения во многих странах неизбежен экономический спад. Не останется в стороне и Латвия. Многие эксперты уже сейчас предрекают ей сокращение экономики, которое продолжится и после окончания карантинных мер.
Как глубоко упадем?
Многочисленные экономические аналитики в один голос твердят, что падение экономики, вызванное стремительно распространившимся по всему миру коронавирусом, неизбежно, и спорят лишь о том, насколько большим окажется спад. Так, международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) считает, что еврозону в нынешнем году ждет падение ВВП на 2% вместо ожидавшегося роста. Тогда как эксперты Института международных финансов (IIF) называют цифры сокращения в 2,8%.
Аналитики Credit Suisse говорят о куда более ужасающих последствиях, предполагая, что падение ВВП может составить 4%, а представители IHS Markit указывают, что сокращение может дойти и до 4,5%. По их данным, Индекс деловой активности (PMI) в Европе – один из важнейших показателей, отражающий настроения в экономике – упал до минимума с 1998 года и установил антирекорд в истории наблюдений. Этот показатель оказался хуже, чем во времена кризиса 2008—2009 годов.
Похожего мнения придерживаются и эксперты Bloomberg, заявляющие, что еврозону ждет сильнейший экономический кризис в истории региона, а Евросоюз ожидает наибольшее падение ВВП с момента его образования.
Естественно, все это негативно скажется и на Латвии, экономика которой значительно слабее и очень сильно зависит от ситуации в ЕС.
Банк Латвии указал, что ВВП страны сократится на 6,5%, правда, отметив, что его прогноз основан на предположении о быстром ограничении распространения коронавируса.
По мнению Банка Латвии, влияние пандемии COVID-19 на экономику будет кратковременным, и уже в третьем квартале года ожидается рост. Однако, судя по всему, этого не произойдет. Число зараженных коронавирусом в Латвии ежедневно продолжает увеличиваться, поэтому министр здравоохранения Илзе Винькеле обосновано заявляет о необходимости продления чрезвычайной ситуации после 14 апреля еще на три месяца. Так что падение ВВП продолжится не только во втором, но и в третьем квартале, а значит, общее сокращение экономики страны будет значительно выше прогнозируемого Банком Латвии.
Клиенты биржи труда
Больше всего от коронавирусного кризиса пострадали пассажирские перевозки. По словам председателя правления Автотранспортной дирекции Кристианса Годиньша, на региональных маршрутах пассажиропоток упал в среднем на половину, а международные рейсы отменены вообще. Похожая ситуация наблюдается и в авиасообщении. Как отметил исполнительный директор airBaltic Мартин Гаусс, объем бронирования билетов упал на 98%, то есть на 23 миллиона евро.
Все это крайне негативно сказывается на доходах авиакомпании и влечет за собой сокращение работников. В СМИ уже появились данные об отправке в неоплачиваемый отпуск или увольнении примерно семисот человек, но, думается, если ситуация не изменится, в ближайший месяц их станет намного больше.
Также своих сотрудников будет сокращать компания "Латвийская железная дорога", кризис в которой из-за падения транзитных грузов наметился еще в прошлом году, а с распространением коронавируса лишь увеличился. В этой сфере до конца года рабочие места потеряют более полутора тысяч человек.
Кризис подорвал и туристическую отрасль, которая обеспечивает около 9% рабочих мест в стране и 4% ВВП Латвии. Уже сейчас многие отели стоят пустыми и вынуждены временно прекратить работы. На грани закрытия находится значительная часть ресторанов и других мест общественного питания, которые из-за отсутствия клиентов пытаются переориентироваться на доставку продуктов на дом. Но все равно это поможет спасти лишь часть из них, тогда как работники остальных явно окажутся на улице.
Всего же в сфере питания и размещения заняты 32 тысячи работников, а в туристических агентствах еще 2 тысячи, и они являются потенциальными клиентами биржи труда. Если режим чрезвычайной ситуации в Латвии будет продлен до трех месяцев, то со сложностями столкнется промышленность – из-за закрытия, срывов сроков поставки сырья, компонентов и отмены заказов со стороны клиентов. Так что потенциальных безработных в стране может оказаться еще больше, и, как прогнозирует экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис, уровень безработицы в Латвии может составить более 10%.
Жизнь после кризиса
После окончания пандемии экономика Латвии сможет начать свое восстановление, как это было после предыдущего мирового экономического кризиса в 2008—2009 годах. За десять лет экономика страны сумела худо-бедно восстановиться, и, как показывает статистика, в последние годы ВВП Латвии превысил докризисные показатели, а в некоторых отраслях даже наблюдается значительный рост.
Но были и такие последствия кризиса, которые Латвия не преодолела до сих пор. Это снижение численности населения во многих краях страны, когда люди остались без работы и были вынуждены в ее поисках уезжать в другие страны, чтобы совсем не оказаться на дне. По расчетам профессора Латвийского университета, демографа Михаила Хазана, в кризисные годы Латвию покинули 125 тысяч человек, абсолютное большинство из которых не вернулись обратно и совершенно не горят желанием это делать.
Интересно, что одним из факторов, который усилил негативные последствия кризиса, было вступление в силу административно-территориальной реформы, объединившей латвийские волости, где местная власть была очень близка народу, в крупные края, тем самым отдалив власть от населения. Ведь когда несколько волостей объединяются в один край, то его председателю из-за увеличившихся размеров территории становится труднее понимать, что же происходит на периферии его самоуправления.
Кроме этого, чем ближе к жителям находится руководство муниципалитета, тем лучше оно осознает, как и чем необходимо помочь населению в период кризиса. В то же время после очередного укрупнения самоуправлений, продвигаемого министром Юрисом Пуце, власть снова окажется далека от народа, что непременно скажется на его благосостоянии, если ситуация с коронавирусом не улучшится. Жители опять будут вынуждены искать лучшей доли за рубежом, а значит, очередная волна эмиграции из Латвии после окончания пандемии неизбежна.