РИГА, 13 фев — Sputnik. Крупнейшая страна мира находится на карантине, и это не может не сказываться на экономике всей планете. Но последствия для нас могут быть гораздо хуже, если борьба с коронавирусом затянется.
Приятный бонус
Уже сейчас те латвийцы, которые регулярно заливают в баки своих авто бензин и дизель, заметили, что топливо подешевело, пишет BB.lv. Это неожиданный приятный сюрприз, который нам принес коронавирус.
Из-за борьбы с вирусом вторая в мире по объему китайская экономика (ВВП - 13 триллионов долларов США в 2018 году) оказалась поставленной на паузу. Снижение экономической активности вызвало снижение в стране потребления нефти на 20%.
Китай - крупнейший в мире потребитель нефти, а потому такое падение спроса вызвало немедленную реакцию на мировых биржах. Стоимость барреля эталонной нефти марки Brent очень быстро снизилась с 69 долларов США до 55. Последствия этого падения мы сейчас и наблюдаем на латвийских АЗС.
Бензин и дизель, впрочем, в Латвии подешевел далеко не столь сильно, как сама нефть, из которой топливо и производят, но это уж такие особенности латвийского рынка.
Об этом говорили много и долго, но так происходит каждый раз, когда черное золото дешевеет. Торговцы топливом всегда говорят о некой инерции, интересе нефтеперерабатывающих заводов, о налогах и так далее. Но когда нефть дорожает, то законы инерции чудесным образом действовать перестают и горючее мгновенно дорожает именно на столько, на сколько выросла в цене нефть.
В любом случае приятные сюрпризы на этом для жителей Латвии заканчиваются.
Держись, рубль!
Россия - один из крупнейших экспортеров нефти. Снижение цены барреля автоматически приводит к снижению стоимости рубля, а это уже рикошетом бьет по латвийской транспортной отрасли.
В целом всем латвийским экспортерам, работающим с РФ, выгоден крепкий российский рубль, но транзит может пострадать больше всех при ослаблении "деревянного".
При слабом рубле услуги латвийских портов, предоставляемые в евро, становятся для российских грузоотправителей более дорогими, и они переключают внимание на отечественные порты.
В последние пару лет рублю предрекают падение, но он справляется пока неплохо, поддерживая на плаву и латвийский транзит, который в последние месяцы потерял бодрое расположение духа. Если рубль будет падать, это непременно скажется и на латвийской экономике.
Нехорошие тенденции
Китай также один из крупнейших в мире потребителей угля, который он активно импортирует. При этом уголь - основной вид грузов, который переваливает Рижский свободный порт. Снижение спроса на уголь в мире из-за китайских проблем может ударить по грузообороту столичной гавани.
Ситуация в Китае диктует также моду в лесной промышленности. В третьем и четвертом квартале 2019 года торговые войны с США уже привели к снижению темпов роста экономики КНР, что стало причиной падения на 25—36% цен на базовые лесоматериалы в Китае и по всему миру. Вызванные эпидемией неприятности тоже влекут за собой снижение деловой активности и, как следствие, снижение спроса.
При этом мы знаем, что лесная промышленность - это главный столп латвийского экспорта, а лес - основное богатство страны, наша "Нокиа", если хотите. Снижение спроса на этот продукт Латвии, безусловно, очень невыгодно.
Гости не приедут
В последние годы китайские туристы стали неотъемлемой частью пейзажа латвийской столицы, особенно в Старой Риге. Но латвийская туристическая отрасль рассчитывала на куда большие потоки гостей с Востока. Новые гостиницы в Риге растут как грибы после дождя, надо же их кем-то заполнять.
В прошлом году в Латвии побывал высокопоставленный чиновник от китайского туризма и пообещал существенно нарастить отправку в страны Балтии путешественников из Поднебесной.
Но уже сейчас очевидно, что в этом году прогнозам сбыться не суждено и на лишние барыши латвийские бизнесмены могут не рассчитывать. Даже если эпидемия скоро рассосется, удар по туризму она уже нанесла колоссальный. От любых китайцев уже сейчас во всем мире шарахаются, как от прокаженных, и эта фобия вряд ли пройдет быстро.
Вирусное же проседание китайской экономики неизбежно подорвет платежеспособность самих китайцев, которые в этом году, скорее всего, свои планы путешествий перенесут до лучших времен.
Кстати, китайские власти в данный момент приостановили отправку туристических групп из Китая за рубеж, и, конечно, правильно сделали. Тем самым нанесен удар по туризму в тех местах, где китайцы отдыхали зимой. К счастью, в Латвии въездной туризм носит сезонный характер, и в это время года у нас туристов нет ни китайских, ни каких-либо других. Повезло, однако.
Дары леса
Что касается торговли между странами, то Латвия экспортирует в Китай довольно скромный объем товаров. КНР - огромная страна, но латвийские предприниматели смогли продать туда в 2018 году товаров лишь на 159 миллионов евро в год. При этом экспорт растет из года в год - в 2015 году Латвия продала китайцам своих товаров на 108 миллионов евро.
Главной статьей латвийского экспорта в 2018 году стала древесина и изделия из нее. Продали этого добра на 72 миллиона евро. Будет печально, если цены на лес из-за вируса и дальше продолжат падение.
А вот продуктов питания наша пищевая промышленность продала в 2018 году в Китай на жалкие 2,5 миллиона евро. Помните, как после российского эмбарго на ввоз продуктов питания было много разговоров о том, что завалим сейчас китайцев своими сырками и зальем сметаной по самые уши. Как видим, не получилось...
Ввозят же в Латвию из Китая гораздо больше товара - на 490 миллионов евро в 2018 году. Основная статья импорта - машины, механизмы и электроустройства (на 266 миллионов евро).
Очевидно, речь идет о бытовой, офисной и компьютерной технике. Этого добра на латвийских складах, вероятно, затарено предостаточно. Но опять же, если проблемы с вирусом затянутся, то рост цен на электротехнику и всевозможные гаджеты неизбежен - Китай главный в мире их производитель.