Кто управляет Латвией? Линдерман о том, что давно изжили в других странах ЕС

© Sputnik / Sergey MelkonovАлександр Гапоненко на "Марше рассерженных родителей" в Риге в знак протеста против реформы в русских школах
Александр Гапоненко на Марше рассерженных родителей в Риге в знак протеста против реформы в русских школах - Sputnik Латвия
Подписаться
Чем занимаются спецслужбы в Латвии? Почему в правительстве задумались об упразднении в этой сфере, и что это значит? Почему экс-президент позволил себе откровения о пользе русского языка? Публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин поднимают самые острые темы

РИГА, 31 янв — Sputnik. В Риге, на улице Бривибас, вместо парка, который хотят там видеть местные жители, планируется построить новое здание Службы государственной безопасности.

Березы зимой - Sputnik Латвия
Интересы спецслужбы важнее общественных: почему СГБ не даст устроить на Тейке парк

Люди собирали подписи за то, чтобы на этом месте был парк, но вопрос обсуждается в Сейме, и, судя по уклончивым заявлениям премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша, правительство не спешит уступать.

Зато премьер начистоту рассказал, что партнеры по коалиции предложили из трех спецслужб, которые сейчас работают в Латвии - Служба государственной безопасности (СГБ), Бюро по защите Сатверсме и Служба военной разведки и безопасности, - сделать одну. Есть версия, что автором предложения является Новая консервативная партия (НКП). Но Кариньш признался, что правительство в большинстве против этой идеи. Даже оппозиция.

О "секретном" здании СГБ, о единой спецслужбе, о крамольных высказываниях экс-президента Латвии и о других острых вопросах, которые на этой неделе волновали страну, в еженедельном обзоре для YouTube Sputnik Латвия говорят публицист и правозащитник Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин.

Кто управляет Латвией

Линдерман кратко напомнил суть проблемы со зданием СГБ. Он пояснил, что построить его планируется в районе Дома культуры. Там раньше находился велотрек - где-то в самом начале XX века. И пережил этот велотрек все смены властей, только нынешнюю независимость не смог пережить, так же, как и заводы, которые неподалеку.

После того как велотреку пришел конец, территорию, где он был, обнесли заборами, все заросло деревьями и кустами. Но место это получил не город, а государство, которое там никаких действий не предпринимало. И действительно, уже в 2007-2008 годах было принято решение о том, что там будет новое здание Службы госбезопасности. Но население об этом не знало и хотело эту территорию использовать под парк. Собрали на Manabalss.lv подписи, как положено, подали их в Сейм, и только после этого полиция выступила с заявлением, что эти подписи, по сути, не имеют значения, а СГБ уже потратила какие-то деньги на подготовку к строительству.

"А теперь хочу высказать свое радикальное мнение. Службе государственной безопасности не нужно новое здание, так же как и сама эта служба не нужна Латвии. Я это сейчас говорю не как какой-то маргинал, революционер, бунтарь, а просто, исходя из общих европейских принципов, которые существуют в странах Евросоюза. В частности, я неплохо знаком с системой в Германии, скандинавских странах. Дело в том, что в современной Европе политической полиции сегодня уже нет. Только в Литве и Эстонии осталась, как и в Латвии", - заметил Линдерман.

Он пояснил, что в ЕС нет политической полиции, контролирующей именно политические настроения граждан. Вместо нее есть отделы при уголовной полиции государства, аналитические отделы, которые не возбуждают дела, не ведут следствие. И таких бесконечных уголовных дел против журналистов и правозащитников, как в Латвии, попросту не может быть в других странах ЕС.

Мирослав Митрофанов - Sputnik Латвия
Митрофанов объяснил, как связаны уголовные дела Филея и Гапоненко

Если там следователь получает какой-то сигнал из специального отдела, то он смотрит статью или публикацию, или устное выступление на предмет состава преступления. И никакой политической мотивации нет у следователя. Он смотрит только на то, есть состав преступления или нет.

"Задача криминальной полиции - в раскрытии преступления. А задача политической полиции - в решении политической проблемы. К примеру, журналиста Юрия Алексеева лишили доступа к его сайту IMHOclub.lv. И не имеет значения, когда будет суд, доступа его же лишили, а значит, политическая задача решена", - объяснил Линдерман.

И, по его словам, несмотря на то, что НКП хитро предложила объединить три спецслужбы Латвии, скорее всего, для того, чтобы заполучить над ними контроль: ведь кто владеет спецслужбами, тот владеет Латвией, поэтому сама идея упразднить спецслужбы по сути верная.

Зачем Латвии русский

Пока искатели шпионов и борцы с разжиганием ищут себе новое место под новое здание в столице Латвии, "крамольную" вещь позволил себе заявить экс-президент страны Андрис Берзиньш. Он сказал, что отдельный язык не может быть врагом и ни в одной стране не борются с отдельно взятыми языками, а в Латвии нужно использовать знание русского, немецкого и английского, раз невозможно извлечь из земли что-то дешевое и продать это задорого.

"Что касается Берзиньша, то можно сказать, что русофобом он никогда не был. Мы с ним даже как-то политически пересеклись, перед самим референдумом за признание русского языка государственным. Тогда он выступил с такой несколько героической инициативой для латыша, заявив, что не пойдет голосовать вообще, потому что не хочет выбирать между двумя общинами Латвии. Но тут же началась бешеная атака на него со стороны латышских СМИ. Он этого натиска не выдержал и уже недели через две сдался и заявил, что будет голосовать за латышский язык", - вспомнил Линдерман.

Пустые цистерны идут обратно в Россию из Вентспилса. Транзит грузов из Латвии в Россию - Sputnik Латвия
Латвия "отрезала" русских, Россия "отрезала" Латвию: Линдерман о языке, войне и грузах

Нынешнее заявление Берзиньша отражает как раз вопрос концепции государства, отмечает Линдерман. Он напомнил, что Берзиньш несколько раз говорит о роли Латвии, как о роли посредника, моста, и другой функции у Латвии, по сути, нет. А если страна выступает посредником, то выдавливать из нее русский язык - это идиотизм. Ведь посредник должен общаться со всеми сторонами.

"Но, выбор сделан не в пользу таких людей, как Берзиньш", - констатировал Линдерман, отметив, что может быть есть еще сотня тысяч людей, в среде латышей, которые думают так же, как и он, но эти люди никогда не выскажут своих мыслей, поскольку так же, как и экс-президент, лишены политической воли.

Лента новостей
0