РИГА, 24 янв — Sputnik. Предвыборная агитация в Латвии должна быть только на латышском языке. В этом убеждены члены Национального объединения. Но националистам собственных убеждений недостаточно, поэтому они попытались в очередной раз протолкнуть свою идею в Сейм, призвав своих партнеров по правящей коалиции рассмотреть поправки к закону о предвыборной агитации.
По видению Нацблока, данные поправки должны применяться перед муниципальными выборами, выборами в Сейм и Европарламент, чтобы расширить возможности использования латышского языка в предвыборной рекламе.
На данный момент общей позиции правящей коалиции по данному вопросу нет, но, как отмечает публицист и правозащитник Владимир Линдерман, оптимизма это не внушает.
Что еще на уходящей неделе послужило поводом для потери оптимизма или, наоборот, внушило его жителям Латвии, обсуждают публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре политических событий для Sputnik Латвия.
Государство без русских вообще
"Радикальные латышские националисты всегда делают несколько попыток протолкнуть свое, вплоть до победного. Сначала кажется, что их предложение - перебор, а потом как-то все смиряются, и инициатива проходит большинством голосов. А смысл этой инициативы - постоянное создание дискомфорта для русского населения", - напомнил Линдерман.
При этом он заметил, что лишних голосов Нацобъединению такая инициатива не прибавит. Просто мало того, что русского учителя они вынудили говорить на латышском с русскими детьми, так теперь еще и русского политика.
"Националисты избрали циничную, но выгодную для своих интересов тактику по типу получится - не получится. Они идут лобовым штурмом на всю сложившуюся европейскую правовую систему. И в большинстве случаев они ее ломают, как показывает опыт", - пояснил публицист.
При этом, по его словам, латышским политикам на русского избирателя совершенно наплевать, он им не нужен. Не родилось еще такой латышской партии, которая бы призадумалась о том, чтобы "откусить" еще хотя бы сотню тысяч голосов на выборах.
Тем временем комиссия Сейма по образованию накануне одобрила предложенные Нацблоком поправки об организации обязательного латышского потока в детских садах Латвии. Это означает, что все детские сады планируют обязать предлагать обучение детей на латышском языке. Раньше эта опция была по выбору.
Линдерман отмечает, что латышская семья уже давно может прийти в ближайший садик, даже если он садик нацменьшинств, и попросить обучать своего ребенка в этом дошкольном заведении на латышском. Но раньше было непонятно, что делать в такой ситуации, нереалистично звучало, что весь садик перейдет на латышский из-за одной семьи.
А теперь комиссия Сейма подошла к вопросу творчески: в каждом садике должен быть латышский поток. А русские в этих садиках - дополнительно. Выльется все это в то, что дополнительный поток просто исчезнет в ближайшие годы. Потому что технически организовать два потока очень сложно. Из русского языка пытаются таким образом сделать рудимент, считает Линдерман.
При этом он предполагает, что в итоге в Латвии ликвидируют и частные русские детские сады, потому что власти Латвии видят государство без русских вообще.
Что значит Латвия для России
Интересно, что только 30% жителей Латвии готовы взяться за оружие в случае военной агрессии против государства.
"Самое смешное в таких опросах то, что не называется вероятный противник. Мало ли, будет нашествие инопланетян. Ну, если инопланетяне, я пойду защищать. А если говорить серьезно о военной доктрине Латвии, то первый ее названный "враг" - это Россия, а второй - международный терроризм. Я не буду оценивать цифры опроса, скажу просто, зачем русскому человеку, живущему в Латвии ее защищать? Защищать государство, которое сделало максимум, чтобы его отсюда выгнать и изжить, чтобы унизить именно за его национальную принадлежность?" - интересуется Линдерман.
Он отметил, что понимает, что в первую очередь власти Латвии видят "врага" в России. Но с российской стороны нет даже намека на какую-либо угрозу. Скорее, как бы печально это ни звучало, для России Латвия - отрезанный ломоть, в том числе и в экономическом плане.
Об этом свидетельствует катастрофическое падение объема грузоперевозок. Как отмечалось ранее, объем грузоперевозок по латвийской железной дороге к настоящему моменту достиг минимума за 17 лет, и тенденция к снижению сохранится.
Публицист пояснил, что Россия уже давно приняла определенные решения с акцентом на то, чтобы не использовать прибалтийские ресурсы в том масштабе, в каком это было ранее, и решения эти планомерно реализуются. В итоге какая-то сумма обстоятельств привела к падению транзита. Но в основе, отмечает Линдерман, все равно лежит государственная концепция Латвии, которая превратила страну не в мост между Западом и Востоком, а в военный форпост.
Линдерман считает, что несмотря на то, что тема транзита - в области экономики, она неотделима от политики. И это неизбежно. Но власти Латвии принципиально ничего не делают, чтобы поддержать эту отрасль, поэтому падение продолжится и дальше.
Мы не Россия?
"Заканчивается эпоха. Латвия была встроена в Российскую империю, а потом в СССР как территория, через которую можно выйти на Балтийское море и дальше в мир. И Латвия никогда не была крепостью, она всегда была транзитной зоной. Теперь латвийским политикам продавать больше нечего", - заметил Линдерман.
То же и с проектом железной дороги Rail Baltica, на который выделены колоссальные деньги. Почему проект так медленно двигается? Линдерман считает, что дело в том, что он совершенно безоснователен.
Есть разные версии того, зачем эта железная дорога нужна, но Линдерман высказал собственное предположение. По его мнению, узкоколейка Rail Baltica для стран Балтии является символом того, что Латвия, Литва и Эстония встроились в Европу, точнее, символом их желания встраиваться.
"Для них это, видимо, означает, что теперь-то они уж точно не Россия, никакого отношения к России не имеют. Узкая колея, столько-то сантиметров, а не как у этих "варваров". Я думаю, что дело только в этом. И потому не идет весь этот процесс. Да еще и экономические интересы у всех стран Балтии разные. Какой, по сути, толк в дороге, по которой никто не будет ездить", - подытожил публицист.