"Обещали своим спонсорам": насколько реальна приватизация Вентспилсского порта

© SputnikПеревалка угля в Вентспилсском порту
Перевалка угля в Вентспилсском порту - Sputnik Латвия
Одни члены коалиции категорически отрицают возможность приватизации Вентспилсского порта, другие говорят о ней прямым текстом; с какими проблемами могут столкнуться те, кто желает продать часть акций порта в частные руки, и что по этому поводу думают в Вентспилсе

РИГА, 28 янв — Sputnik. Действующие нормативные акции не разрешают частичную приватизацию ни Вентспилсского порта, ни его управления, однако в кулуарах продолжают говорить, что ГАО Ventas osta было создано именно для этой цели, пишет Diena.

Эксперты напоминают, что управление Вентспилсского порта (УВП) – это производное публичное лицо, которое нельзя приватизировать. Правда, приватизировать Ventas osta по нынешнему законодательству тоже нельзя, поэтому, чтобы реализовать идею о продаже 20% этого ГАО, придется менять нормативные акты.

Отдельные эксперты не исключают, что вся активность вокруг Вентспилсского порта – это своего рода пилотный проект, и если намерения удастся реализовать, похожий сценарий можно будет осуществить и в других латвийских портах.

Нет на повестке дня

"Министерство сообщения в своей работе руководствуется правительственной декларацией, в которой ничего такого не предусмотрено. Законом о портах определено, что Ventas osta – неприватизируемое государственное общество", - подчеркнул министр сообщения Талис Линкайтс.

Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш  - Sputnik Латвия
Что Латвия скрывает про США и Вентспилсский порт. О чем писали латышские СМИ

Премьер Кришьянис Кариньш также заявил, что вопрос частичной приватизации Вентспилсского или Рижского порта не стоит на повестке дня правительства.

В то же время видные представители Новой консервативной партии, в том числе ее лидер, министр юстиции Янис Борданс почти напрямую говорит о планах продать по крайней мере 20% Вентспилсского порта, точнее, по-видимому, его управления. В профиле НКП в Facebook размещено видео, в котором Борданс, критикуя высказанные мэром Вентспилса подозрения, что Вентспилсский порт хотят приватизировать, указал: "Прекрасный план котировки 20% акций порта на бирже для привлечения инвестиций подается как приватизация".

Однако эксперты напоминают: с юридической точки зрения, даже частичная продажа долей государственного капитального общества на бирже частным инвесторам считается приватизацией.

"Продажа (20%) на бирже – что это, если не приватизация? Это больше не будет собственность государства. Частично это будет частная собственность, потому что там будет 20% частного капитала", - заявил Лембергс, комментируя заявление Борданса.

Бывший управляющий Вентспилсским портом Имантс Сармулис также напомнил, что нынешний правовой порядок управления Вентспилсским портом исключает возможность приватизации. Модель, при которой государство управляет портом вместе с самоуправлением, он считает эффективной. Он рассказал, что большинство европейских портов находится в управлении только муниципалитетов, но есть отдельные предприятия, к примеру, Таллинский порт, в котором примерно половина капитала принадлежит частным акционерам.

Вентспилсский порт - Sputnik Латвия
Работники Вентспилсского порта готовы к масштабным акциям протеста

"В случае Таллинского порта я все-таки не считаю частных акционеров инвесторами. Потому что инвестор вкладывает средства в развитие. А там, по сути, произошла смена владельцев долей капитала. В результате, если раньше государство получало в дивидендах 30—40 миллионов евро, то в связи с изменением структуры акционеров сумма платежей государству сократилась на 40%. Конечно, за акции, проданные частным инвесторам, были заплачены деньги, которые, возможно, тоже вложили в развитие порта", - заявил Сармулис.

По его словам, предполагается, что в будущем все управление Вентспилсским портом полностью переймет Ventas osta, чьи функции будут идентичны функциям управления Вентспилсского порта.

Но именно тот факт, что Ventas оsta – это общество капитала, а не производное публичное лицо, как управление Вентспилсского порта, теоретически дает возможность продать часть его акций частным инвесторам.

"Пусть выкупают - и делают что хотят"

Эксперты отрасли напоминают о возможных рисках: по нормативным актам, управление Вентспилсского порта ведет хозяйственную деятельность и получает так называемую бухгалтерскую прибыль, но по закону, ее нельзя выплатить в дивидендах.

А вот на Ventas osta эти условия не распространяются. Поэтому, даже если это предприятие полностью останется в собственности государства и заработает, к примеру, 10 миллионов евро, на него можно распространить условие, чтобы оно выплатило государству 80% прибыли в качестве дивидендов. По закону Ventas оsta придется заплатить 25-процентный налог на прибыль предприятий в размере 2,5 миллиона евро. Из оставшейся прибыли 80%, то есть примерно шесть миллионов евро, придется отдать государству в виде дивидендов. В распоряжении порта останется где-то полтора миллиона евро.

Мэр Вентспилса Айварс Лембергс - Sputnik Латвия
Какие ваши доказательства: Айварс Лембергс призвал премьера к ответу

Но есть нюанс, который по крайней мере на начальном этапе может затруднить любые планы в отношении Вентспилсского порта. Айварс Лембергс напомнил, что из всех активов, которыми сейчас управляет УВП, более половины составляет собственность Вентспилсского самоуправления общей стоимостью 170 миллионов евро. Так, 72% территории порта принадлежит муниципалитету. Государство контролирует только треть объектов собственности.

По словам Лембергса, Ventas osta не может просто перенять эту собственность у УВП – для этого самоуправление должно решить вложить эти активы в Ventas osta.

"Однако есть закон о предотвращении растраты государственного и муниципального имущества, который предусматривает полную ответственность самоуправления за хозяйственное использование муниципальной собственности.

Поэтому это может произойти только на коммерческих принципах. Должен быть хозяйственный договор – если он будет выгоден самоуправлению, то да. Если нет, то нет, потому что мы отвечаем перед законом. Конечно, есть варианты.

Я считаю так: если они хотят управлять, пусть выкупают за 170 миллионов евро и забирают. Нечего тут мучиться. И потом пусть делают что хотят", - заявил Лембергс.

Он уверен, что приватизация Вентспилсского порта состоится.

"Превращение из учреждения в акционерное общество – это первый минимальный шаг. Я думаю, они пойдут вперед, потому что они своим спонсорам пообещали продать стратегическую государственную инфраструктуру", - подчеркнул он.

Свободный порт Вентспилса - Sputnik Латвия
На английском, да в Латвии! В нашей "Вентспилсуэле" даже с госязыком беда

Бюро по контролю за иностранными активами Госкассы США (OFAC) на основании так называемого закона Магнитского 9 декабря ввело санкции в отношении мэра Вентспилса Айварса Лембергса, а также против управления Вентспилсского свободного порта, Вентспилсского агентства развития, Ассоциации развития бизнеса и Ассоциации транзитного бизнеса Латвии.

В связи с этим правительство инициировало поправки о переходе Рижского и Вентспилсского портов под государственный контроль и исключении из правления данных портов представителей самоуправлений. На следующий день управление Вентспилсского свободного порта и Вентспилсский порт были исключены из санкционного списка OFAC.

Какие ваши доказательства: Айварс Лембергс призвал премьера к ответу>>

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала