В преддверии наступления нового года, когда взгляды всего человечества были устремлены на небольшой латвийский портовый город Вентспилс, мимо него не смог пройти и государственный Центр госязыка... Дело в том, что в последнее время в городе, который всегда по праву считался самым ухоженным в стране, все пошло наперекосяк. Знаете, это как в Риге. После того, как ее многолетний мэр плавно ушел на повышение в Брюссель, рижане, заметив, на улице какой-то беспорядок, говорят: а вот при Ниле такого не было. Причем непонятно, шутят они или нет.
И это в Латвии!
Так и в городе на Венте. Сначала сломался его многолетний мэр, балагур, весельчак и олигарх Айварс Лембергс, который из-за давления санкций США вынужден был покинуть посты в мэрии и порту. Его, как и еще нескольких персон из разных стран, например Венесуэлы, Минфин США занес в нехороший список. Затем в нашей "Вентспилсуэле" сломалась главная новогодняя елка, что многими было воспринято как плохой знак. Потом еще одна - "запасная". А еще раньше, оказывается, в вентспилсском концертном зале вышел из строя новый орган, который за миллион евро горожанам смастерила немецкая фирма.
Как пишет портал Jauns.lv, во время выступления в Вентспилсе всемирно известного английского органиста Уейна Маршала, вышел из строя и сломался орган, совсем недавно построенный в Германии. Что, конечно, испортило все впечатление, но еще не до конца.
Кое-кому из присутствующих в зале настроение подпортило то обстоятельство, что органист комментировал произошедшее и объявлял произведения на своем английском языке! И это в Латвии! Поэтому посетитель Улдис рассказал, что большинство из находившихся в зале (в том числе и сам Лембергс) ничего не поняли. Тем более что британский сноб применял специфические музыкальные термины на своем непонятном языке.
А ведь было бы вежливо и соответствовало закону, если бы был обеспечен перевод на государственный язык.
Неблагоприятно для госязыка
Естественно, что после выступления концертный зал не могли не посетить "меломаны" из Центра госязыка (ЦГЯ). Руководитель департамента языкового контроля регионального центра ЦГЯ Виестурс Разумовскис рассказал журналистам, что представители ЦГЯ проверили возможное нарушение статьи 11 первой части закона о языке, согласно которой все мероприятия, организуемые государством или самоуправлением, должны проходить на государственном или, на худой конец, обеспечиваться переводом.
Проверка выяснила, что, хотя бесплатные программки перед концертом были доступны на государственном языке, исполнитель говорил со сцены на иностранном. В конце-концов нарушения закона не констатировано, однако ЦГЯ вынужден был отметить, что со стороны организаторов "ситуация была не самой благоприятной для госязыка".
В этой связи почему-то вспомнилось выражение, приписываемое Бисмарку: "Глупость — дар Божий, но не следует им злоупотреблять".
Такого мы не ожидали
Организатор концерта — Курземская филармония — оправдывается форс-мажором. Дескать, никто не ожидал от этого англичанина, что он захочет давать свои комментарии к каждому из исполняемых произведений.
Это было внезапным и незапланированным порывом, вроде припадка эпилепсии, поэтому перевод обеспечить не предоставлялось возможным. Уж лучше бы он стал просто плеваться со сцены, тогда бы его можно было отправить в психушку, а стоимость билетов не возмещать!
С другой стороны, если уж пренебрег законом о госязыке и перешел на свой — оплачивай услуги переводчика из своего кармана. Как недавно предложила одна депутат Рижской думы. Правда, тут скорее речь шла о русских и их языке. Все-таки англичане — это наши союзники, хотя и их язык постоянно угрожает нашему своей распространенностью по планете.
Такая вот история с органами, просьба правильно поставить ударение в этом слове и простить любовь автора к игре слов. Ибо какой главный орган в человеческом теле? У разных народов это по-разному. У кого-то это мозг, у другого — сердце или желудок. У латышского народа главный орган — язык, ибо через него он познает мир и доносит до мира свои импульсы, в которых заключены его надежды, чаяния, его боль и его песни.
Поэтому в наступившем новом году хочется ему пожелать, чтобы он только креп и развивался! И развился уже до такой степени, чтобы не боялся других великих и могучих языков, и для борьбы с ними не были бы необходимы дурацкие репрессии.