Территориальная реформа в Латвии: под Ригой неспокойно

© Saeima / Ernests DinkaГолосование в сейме Латвии
Голосование в сейме Латвии - Sputnik Латвия
Комиссия Сейма по административной реформе приступила к пересмотру границ будущих самоуправлений, входящих в Рижский регион. "Абсурдом" и "решением без здравого смысла" называют в самоуправлениях проект реформы, подготовленной министерством региональных дел

РИГА, 25 янв - Sputnik, Дмитрий Олейников. В Комиссии Сейма по административно-территориальной реформе продолжается работа над законопроектом "Об административных территориях и населенных пунктах".

Этот законопроект должен определить будущие границы самоуправлений Латвии - те, которые будут образованы на территории страны после проведения реформы самоуправлений и выборов в самоуправлениях в 2021 году. Сейчас Латвия разделена на 119 самоуправлений, а останется их 39.

Из истории вопроса

В теории госуправления есть правило – чем "мельче" самоуправления, чем их больше – тем ближе они к избирателю. То есть у рядовых жителей есть больше возможностей "достучаться" со своими нуждами до власти – государственной или муниципальной.

Смотря с этой точки зрения, нынешнюю реформу можно обвинить в "недемократичности". Количество самоуправлений будет рекордно-низким.

Министр защиты среды и регионального развития Юрис Пуце - Sputnik Латвия
Пуце: в ходе краевой реформы было мало политического торга

До реформы 2008 года вместо нынешних 119 самоуправлений в Латвии было 553. Во времена Латвийской ССР количество самоуправлений – самая мелкая единица – сельсовет – колебалось от чуть более 1300 в 1945 году до 467 в 1987 году. Если еще глубже заглянуть в историю, то мы увидим, что, в 1913 году Латвия делилась на 50 округов + 1 город (Рига), а во времена Первой республики – и до 1940 года – количество самоуправлений составляло чуть более 500.

Отметим, что до последнего времени, система самоуправлений была двухуровневая. Края – более крупные, волости – более мелкие. Фактически, волости образовались в 1990 году, в результате реформы "сельсоветов".

До 39 самоуправлений Латвия не доходила за последние 120 лет ни разу. Все понимают, почему это происходит – количество жителей в сельских районах уже не соответствует минимуму, установленному в законе, а значит, самоуправления надо укрупнять. А значит, местные центры власти будут отдаляться от жителей.

С финансовой точки зрения, министерство право. "Тянуть" нынешнюю инфраструктуру самоуправлений при нынешней экономике и количестве жителей – невозможно. Но как быть с социальной и политической?

На состоявшемся в пятницу, 24 января, заседании парламентской комиссии председатели "сливаемых" самоуправлений Рижского региона говорили, что границы будущих административных территорий проведены так, что между ними – километры лесов и болот. Как жителям добираться до административных центров?

Все будет хорошо

Готовя реформу 2021 года, Министерство охраны среды и регионального развития обещает, что самоуправления будут работать более эффективно. Европейские средства будут распределятся через административные центры – так называемые "центры развития" - по всем районам.

За счет объединения администраций самоуправлений удастся получить экономию бюджета около 30 миллионов евро в год. На развитие инфраструктуры и предпринимательской деятельности в регионах самоуправление обещает выделить более 1,5 миллиарда евро в последующие несколько лет.

Сейчас, согласно заявлению сотрудников министерства, главная задача – определить границы будущих крупных самоуправлений.

Денежные купюры - Sputnik Латвия
Пять тысяч евро за восемь линий: самоуправления спешат потратить деньги до реформы

Вот что заявил на заседании комиссии представитель министерства (советник министра регионального развития) Мадарс Ласманис: "Административные расходы самоуправлений, как доказывают исследования, проведенные Банком Латвии, становятся более эффективными с увеличением их численности. Мы считаем, что Марупский край может быть объединен с Бабитским краем в один общий, где будет проживать 30 тысяч человек".

Ему были заданы вопросы – что будет со школами? Где критерии, по которым решается – какое самоуправление сливается с другим, а какое – остается в нынешних границах? Кто возьмет на себя финансирование и строительство новых дорог, с учетом изменения административных центров?

Вопросы остались без ответов. Более того, как в случае, например, со школами, сотрудник министерства вынужден был признать, что корректировать школьную сеть доверено Министерству образования и науки, но план реформы еще не готов. Но почему тогда готовы границы?

Нет, хорошо не будет

Депутаты оппозиции – Виктор Валайнис от Союза "зеленых" и крестьян (СЗК) и Сергей Долгополов ("Согласие") пытались добиться аргументации от министерства – на каком основании принято решение об объединении краев Марупе и Бабите, что в Рижском районе?

С финансовой точки зрения края вполне могут продолжать существовать независимо. Поскольку и Бабите, и Марупе зарабатывают сами, перечисляя в Фонд выравнивания самоуправлений больше, чем получают оттуда.

С точки зрения школ и детских садов – оба края успешно сотрудничают с Ригой, а их собственные школы уже в следующем году будут отвечать всем критериям Министерства образования и науки о необходимом минимуме учеников.

Здание городской думы Вентспилса - Sputnik Латвия
После краевой реформы в Латвии станет меньше депутатов

Председатель Бабитского края Андрейс Энце назвал решение об объединении "чисто политическим, которое не основано ни на каком здравом смысле".

"Министерство говорит, что после реформы будет лучше. Нет, будет только хуже!", - заявил он.

В свою очередь, председатель Марупского самоуправления Мартиньш Боярс объявил, что министерство, готовя реформу, не предоставило никаких исследований или аргументов, чтобы обосновать, что в новом объединенном самоуправлении улучшится качество услуг, предоставляемых жителям.

"Вы там что, супершколу собираетесь построить?" - задал он риторический вопрос сотрудникам министерства. Вопрос остался без ответа, а депутаты коалиционных партий проголосовали за объединение.

Член комиссии, депутат Регина Лочмеле-Лунева, вообще, предложила отложить рассмотрение вопроса об установлении географических границ будущих районов, поскольку еще не ясно, будет ли в результате реформы введена двухуровневая система самоуправлений.

Депутат Андрис Казиновскис из "Новой консервативной партии" предлагает вернуться к этой системе в административном делении Латвии.

Саулкрасты и другие

По остальным самоуправлениям в Рижском районе принять решения депутатам так и не удалось. Хотя второе чтение законопроекта было намечено еще на конец декабря 2019 года, заседание комиссии пришлось перенести до 28 января.

На кону – вопросы о нескольких самоуправлениях. Так, под Адажским краем планируется объединить нынешние Царникавский, Адажский, Сейский и Саулкрастский края.

В свою очередь дума Саулкрастов при поддержке депутатов от Национального объединения предлагает вынести Саулкрасты "за скобки", объединив край с волостями Лиепупе, Скулте и Видрижи, что, объективно говоря, выглядело бы логичнее, чем присоединение к Адажи.

Перед зеркалом - Sputnik Латвия
Нацблок предложил не объединять Вентспилс с краем

Расхождения у депутатов имеются и по вопросу Адажи. Так, Нацобъединение, по словам депутата Яниса Домбравы, предлагает объединить Адажи и Гаркалне в один край, тогда как план министерства регионального развития предусматривает создание Улброкского края, куда войдут нынешние Стопини, Ропажи и Гаркалне.

В нынешних границах, похоже, пока гарантированно остается Олайнский край, куда будет включена Олайнская волость и город Олайне. Правда, и здесь возникает вопрос о размере территории.

Накал страстей вокруг территориальной реформы продолжает нарастать с каждым заседанием комиссии. И уже озвучены первые опасения, что все может завершиться кризисом правительства премьера Кришьяниса Кариньша. Настолько велико недовольство реформой многими самоуправлениями "на местах".

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала