РИГА, 15 янв — Sputnik. Управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш прокомментировал итоги работы порта за 2019 год, а также рассказал, чем для Риги может обернуться уход значительной части грузов после того, как в строй будет введен терминал Lugaport в порту Усть-Луга, передает Dienas Bizness.
Смотрите на структуру грузов, а не на тонны
Грузооборот Рижского порта по итогам 2019 года составил 32,762 миллиона тонн, что на 10,1% меньше, чем в 2018 году.
Наибольший удельный вес в структуре перевалки занимал уголь - 31,6%. В целом угля перевалено 10,358 миллиона тонн, что на 27,2% меньше, чем годом ранее. Минеральных удобрений в 2019 году в порту перевалено 1,691 миллиона тонн, что на 17% меньше, чем годом ранее.
Лесоматериалов обработано 2,348 миллиона тонн, что на 13,2% меньше, чем в прошлом году, древесных пеллет – 1,943 миллиона тонн (+35,2%), нефтепродуктов – 3,791 миллиона тонн (-7,2%).
Грузов в контейнерах перевалено 4,605 миллиона тонн, что на 1,1% меньше, чем годом ранее.
Управляющий портом Ансис Зелтиньш, комментируя результаты работы порта, заявил, что нужно оценивать не только количество тонн грузов, переваленных в порту, но и обращать внимание на саму структуру грузов. Изменения в номенклатуре могут выявить определенные тенденции.
Так, в 2019 году угля в Рижском порту было перевалено на четыре миллиона тонн меньше, чем в 2018-м, но если смотреть на всю категорию насыпных грузов, то здесь объем перевалки снизился только на три миллиона тонн. Это означает, что в целом имеется прирост по перевалке других насыпных грузов (помимо угля) на один миллион тонн, пояснил Зелтиньш. "Это очень положительная тенденция, это то направление, в котором работают терминалы Рижского порта, чтобы диверсифицировать грузы", - сказал Зелтиньш.
Комментируя снижение объемов перевалки угля, он отметил, что в Рижском порту для этого есть объективная причина.
"Исторически речь идет о большом удельном весе одного вида грузов - в данном случае угля - в структуре грузов порта. Но это совсем не значит, что мы больше не хотим переваливать уголь. Это не так. Но нет и того, что уголь как таковой в прошлом году пропал из Латвии. В прошлом году в связи с переездом с правого берега Даугавы на левый терминалы по перегрузке угля вынуждены были отдать часть груза Вентспилсу и Лиепае. Снижение объема перевалки угля в Рижском порту в значительной степени связано именно с переездом", - подчеркнул управляющий портом.
Что касается перевалки нефтепродуктов, тут, по словам Зелтиньша, ожидать увеличения объемов не приходится.
"Основной поток нефтепродуктов связан с Беларусью, так оно и останется. У нас нет оснований полагать, что в этом сегменте будет рост", - сказал он.
Позитивной тенденцией, отметил он, является увеличение объема перевалки грузов из древесины и зерна. Важно, что большая их часть имеет местное происхождение.
"Пока трудно судить, является ли это устойчивой тенденцией, но мы видим, что растет и объем транзитных грузов, которые доставляются в Ригу судами, а потом перегружаются в поезда и отправляются дальше, - добавил Зелтиньш. - Это различные металлы, руда, которую везут на переработку в Россию. Самый большой объем грузов из Рижского порта по-прежнему вывозят, но теперь растут и грузы, которые ввозят".
Угроза со стороны Lugaport
Группа компаний "Новотранс" совместно с ОАО "Компания Усть-Луга" летом 2019 года начала строительство универсального терминала в порту Усть-Луга (проект Lugaport). В рамках реализации проекта будут созданы морские терминалы по переработке зерна, пищевых грузов, а также генеральных и навалочных грузов. Общий объем перевалки запланирован на уровне 24,3 миллиона тонн в год. Общий объем инвестиций – 46,5 миллиарда рублей.
Ансис Зелтиньш, комментируя последствия запуска российского терминала на Рижский порт, заявил, что все зависит от того, как резко может произойти переориентация грузопотока.
"Мы уже какое-то время назад проводили теоретические подсчеты того, что бы случилось, если бы мы из данных 2017 года исключили все грузы российского происхождения, за исключением контейнеров. Результат был такой, что в 2017 году в Рижском порту остались бы грузы в объеме примерно 16 миллионов тонн. Это в два раза меньше, чем сейчас. В то же время это не является для нас чем-то доселе невиданным. Такой объем грузооборота в порту был в начале 2000-х. При этом порт существовал и развивался, стивидоры работали, работникам платили зарплаты. Кроме того, одно дело, если такой объем грузов ушел бы в один день, а другое – когда это происходит постепенно. Тогда можно что-то менять, приспосабливаться, можно компенсировать. Тот же уголь мы грузили, грузим и будем грузить", - заявил Зелтиньш.
Он отметил, что Россия уже 20 лет развивает свои порты и продолжит делать это, и это для нее правильно. Но увеличилась и грузовая база.
"Это значит, что дополнительные мощности в портах России также будут необходимы. Поэтому не надо думать, что это связано только с желанием переориентировать грузы из портов стран Балтии. Если мы посмотрим на нефть и нефтепродукты, это во многом произошло (переориентация на российский порты – ред.), но из-за этого развитие портов стран Балтии не остановилось. Для каждого из сегментов грузов значимы также экономические условия. Латвия и конкретно Рига по-прежнему привлекательны как с точки зрения расстояния, так и с точки зрения затрат (для грузоотправителей – ред.)", - сказал Зелтиньш.