РИГА, 10 янв — Sputnik, Андрей Солопенко. Фракция KPV LV в Сейме уменьшилась еще на два человека – депутаты решили исключить из своего состава основателя партии Артусса Кайминьша и его соратника Алдиса Блумбергса. Это указывает на сильные противоречия и внутреннюю борьбу в этой политической силе, причем победитель в ней явно будет определять дальнейший курс развития партии, который, правда, может привести к существенным изменениям в составе правительства.
От лидера до изгоя
Попав в Сейм благодаря недовольству значительной части населения Латвии правящими политическими силами, партия KPV LV поначалу получила большой кредит доверия. Лидер партии Артусс Кайминьш, заявлявший о необходимости вывести на чистую воду коррупционных политиков и изменить сложившуюся политическую систему, сумел мастерски использовать свою популярность и заручился поддержкой широких масс избирателей. В итоге созданный им проект занял на выборах второе место и провел в парламент 16 человек.
Однако после начала работы нового Сейма KPV LV пошла на компромисс с оппонентами и согласилась работать в правительстве Кришьяниса Кариньша – члена "Нового Единства", которое Кайминьш яростно критиковал во время своей предвыборной кампании. В итоге партия быстро потеряла поддержку населения – за год ее популярность сократилась примерно в четыре раза, и сейчас она составляет лишь 1,8%, что ставит серьезный вопрос о дальнейшем будущем KPV LV.
Некоторые депутаты были категорически против сотрудничества с партиями прошлого правительства. Эти люди не поддержали новый кабинет министров и через некоторое время после его утверждения в Сейме покинули фракцию. Среди них оказались одна из основателей KPV LV Линда Лиепиня, а также Карина Спруде и Дидзис Шмитс. Кроме этого, по предложению Артусса Кайминьша был исключен из партии и из фракции Алдис Гобземс – кандидат в премьеры от данной политической силы.
Правда, ныне уже сам Кайминьш оказался на его месте, когда депутаты KPV LV исключили из фракции его самого вместе с Алдисом Блумбергсом. Судя по всему, оставшиеся депутаты решили изменить партийный курс, надеясь таким образом улучшить рейтинг партии среди избирателей. Кайминьш, видимо, придерживался другого мнения, за что и поплатился, превратившись в одночасье из лидера партии в изгоя, проиграв в аппаратных играх своим более опытным соперникам.
Куда идем
Как отмечает политолог Оярс Скудра, позиция Артусса Кайминьша и Алдиса Блумбергса во время голосования по вопросам, связанным с Рижской думой, резко отличалась от мнения остальных фракционных депутатов. В связи с этим, по его словам, внутри KPV LV, видимо, наметились дискуссии по поводу того, как должна вести себя партия, в чем заключаются ее дальнейшие цели в области законотворчества и что ей следует делать в правительстве.
По его мнению, основные противоречия в KPV LV наметились между Артуссом Кайминьшем и Атисом Закатистовым. Последний был выдан для уголовного преследования, но благодаря решению Конституционного суда вернулся в Сейм, и его позиции выглядят явно сильнее.
"У меня складывается впечатление, что линия Закатистова одержала победу, а голосование Блумбергса и Кайминьша, которые в критических вопросах поддержали правительство, стало последней каплей, после чего их решили исключить из фракции", – заявил Скудра.
Правда, по мнению эксперта, дальнейшее движение данной политической силы остается под вопросом, так как Кайминьш, хоть и оказался исключен из фракции, пока еще является лидером партии KPV LV, а значит, внутренняя борьба еще не окончена. По словам Скудры, лишь после того, как станет окончательно ясно, какая линия в партии окончательно победила, наступит понимание, как KPV LV станет вести себя по отношению к правительству – решит ли партия остаться в составе действующего кабинета министров или предпочтет выйти из него.
Волюнтаризм лидера
Другой политолог Филипп Раевский придерживается мнения, что исключение из фракции Артусса Кайминьша связано по большей части с его личностными качествами – неспособностью принимать чужого мнения и работать в команде.
"Думаю, Кайминьш считает, что раз депутаты от его фракции оказались в Сейме в основном лишь благодаря ему, то они должны безоговорочно его слушать. Но мне кажется, что за два года в парламенте многие из них там освоились и теперь уже не хотят во всем соглашаться с Кайминьшем, поэтому они так себя и повели", – заявил эксперт.
Еще он отметил, что давно известно, что у Артусса Кайминьша нет сильного контроля над фракционными депутатами, которые, видимо, почувствовали его слабость и решили от него избавиться.
"Это достаточно типичная ситуация для таких новых политических организаций, да и для таких лидеров, как Кайминьш. Давайте вспомним, что было, когда он был в составе Регионального объединения – ситуация очень похожа. Да, он не был в руководстве фракции, но все равно все закончилось его уходом", – подчеркнул Раевский.
Будущее правительства
Также политолог указал, что за исключением Кайминьша может скрываться в том числе и стремление изменить партийную политику.
"Я допускаю, что здесь может быть вопрос, связанный с отношениями между KPV LV и "Новым Единством".
Все выглядит так, что Атис Закатистов выступает за плотное сотрудничество с ними, притом что он еще является парламентским секретарем министерства финансов, которое как раз контролирует "Новое Единство".
Тогда как Кайминьш, думаю, выступал против этого", – предположил эксперт.
Кроме того, Раевский не думает, что KPV LV выйдет из правительства, так как депутаты и министры от этой партии не захотят потерять имеющиеся у них посты. А вот Скудра считает, что все зависит от того, насколько сильны противоречия между KPV LV и другими правящими партиями.
"Возможно, это противостояние относится только к вопросу самоуправлений и Рижской думы, где правительство стабильно имеет 51-53 мандата, а значит, голосов для роспуска думы хватит и без них", – указал политолог.
Правда, как подчеркнул Скудра, столь шаткое большинство может не позволить премьер-министру Кришьянису Кариньшу и остальным правящим партиям проводить необходимые реформы, особенно в налоговой сфере и при принятии бюджета следующего года. Тем самым, по его словам, если там имеются и другие противоречия, то правящее большинство не будет чувствовать себя стабильно и правительство может пасть.
"Если окажется, что на KPV LV вообще нельзя рассчитывать, то нас ждет или новое правительство, или какая-то реорганизация старого", – резюмировал он.