РИГА, 12 дек — Sputnik. Управление Вентспилсского свободного порта не может производить денежные переводы и получать от клиентов деньги за услуги, однако порт обслуживает все заходящие в Вентспилс суда, заявил управляющий Вентспилсским свободным портом Имантс Сармулис, пишет BB.lv.
Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК) призвала участников финансового рынка не оказывать услуг мэру Вентспилса Айварсу Лембергсу и организациям, включенным в санкционный список США, включая Вентспилсский порт. Управление порта запросило у банков информацию о наложенных санкциях, однако официального ответа от них пока не получено.
Также, как сообщили в министерстве финансов, приостановлена выплата средств из фондов Европейского союза (ЕС) на реализацию проектов в Вентспилсском порту, сумма которых составляет 5,6 млн евро.
На данный момент в порту осуществляется шесть проектов, финансируемых из фондов ЕС: развитие подъездных дорог к находящимся на территории порта терминалам и индустриальным зонам, реконструкция гидротехнических сооружений, восстановление заброшенной территории в парвентской индустриальной зоне и строительство нескольких производственных зданий.
"Основываясь на обязанностях по соблюдению закона о санкциях, Центральное агентство финансов и договоров готовит информацию об остановке последующих выплат по этим проектам до выяснения обстоятельств", – пояснил Минфин.
Сармулис напомнил, что введенные Управлением по контролю за иностранными активами Государственной казны США (OFAC) на основании так называемого закона Магнитского санкции предусматривают 30-дневный период для завершения сделок, однако Латвия ввела санкции уже на следующий день.
В то же время он подчеркнул, что у порта есть все необходимые ресурсы - электроэнергия, топливо, вода. Поэтому он может продолжать предоставление услуг.
"Мы постараемся продержаться как можно дольше", - заявил Сармулис.
Он подчеркнул, что Вентспилсский свободный порт уникален - в нем построено шесть новых терминалов, девять заводов, а еще три завода находятся на стадии строительства. Ни в Таллине, ни в Клайпеде такого нет.
Правительство Латвии объявило о намерении перенять контроль над Вентспилсским портом, в правление которого входил Лембергс, и над Рижским портом. Представители Рижской думы назвали происходящее "рейдерским захватом".
Сармулис считает, что нынешняя модель управления портами в Латвии, которая предусматривает разделение ответственности между самоуправлением и государством, работала хорошо. Если же решения порта были неприемлемы для государства, оно могло возразить, хотя на практике возражений со стороны государства почти не было. Представители муниципалитета также имели право высказывать свои возражения.
Он отметил, что практически все порты в Европе управляются муниципалитетами, за исключением портов Таллина, Клайпеды и, возможно, Гданьска. В большом порту Роттердама государству принадлежит 30%.
"Я работал в порту много лет, но никогда не сталкивался с подобным конфликтом", - заявил Сармулис.