РИГА, 4 дек — Sputnik, Дмитрий Олейников. Недавно назначенная руководителем Ассоциации финансовой отрасли Санита Байаре выступила с докладом перед парламентской комиссией по надзору за финансовым сектором. Депутаты ознакомились с ситуацией в отрасли, а также задали ряд вопросов, не всегда приятных.
Байаре привела следующие цифры по финансовой отрасли Латвии: суммарные активы банков составляют около 22 миллиардов евро, портфель выданных кредитов – 13 миллиардов евро. Сумма привлеченных вкладов – 16 миллиардов евро. В течение этого года активы, вклады и кредитный портфель банков выросли (чистая правда, наметились небольшие позитивные перемены), однако в сравнении с предыдущими годами картина выглядит далеко не так красочно. Так, по данным самой же Ассоциации финансовой отрасли, за два года после начала "ремонта" банковской системы коммерческие банки потеряли около пяти миллиардов евро активов, а в сравнении с "золотым периодом" 2006-2007 гг. – более 10 миллиардов евро.
Примерно на такую же сумму – около 10 миллиардов евро – сократился суммарный кредитный портфель латвийских банков, если сравнивать с рекордными показателями отрасли в 2008 году. Объем вкладов в коммерческих банках достиг максимального показателя к 2016 году – почти 24 миллиарда евро, но с тех пор сократился до 16,6 миллиарда евро.
Почему не берут кредиты?
Ассоциация финансовой отрасли, проанализировав ситуацию с кредитованием, сделала вывод: объемы выдачи займов стабильно растут, но еще больший прирост ограничивает как платежеспособность жителей (например, нехватка средств на первый взнос), так и неготовность предприятий занимать деньги (по причине финансового укрепления балансов, корпоративного управления и т. д.).
Однако ранее Банк Латвии подчеркивал, что в распоряжении Евросоюза и коммерческих банков самой страны есть около трех миллиардов евро, которые могут быть вложены в народное хозяйство в виде кредитов. Только вкладывать некуда, учитывая нестабильную ситуацию в бизнесе.
Говоря о готовности населения брать кредиты, стоит отметить, что значительная (если не большая) часть экономически активных жителей Латвии либо уже имеют кредитные обязательства, либо даже (порядка 200 тысяч человек) – просроченные кредитные обязательства. По закону банкам запрещено кредитовать таких заемщиков. В результате люди с некогда испорченной кредитной историей вынуждены искать ресурсы в финансовых компаниях ("покупающих" деньги у тех же банков). То есть ответственность за ситуацию на рынке кредитования несут, скорее, регулятор и сами банки, нежели заемщики.
Что нам сказать избирателям?
В ходе обсуждения доклада депутаты высказали свои замечания к отрасли, порой не слишком комплиментарные. Так, например, член комиссии, депутат Арвилс Ашераденс упомянул о недавнем разговоре с одним из крупных промышленников, который сейчас обдумывает возможность перенести производство из Латвии в одну из стран старой Европы. Причины? Сложная ситуация с банковским обслуживанием – тяжело получать платежи, сложно открывать счета, которые к тому же в любой момент могут закрыть.
Председатель бюджетно-финансовой комиссии Сейма Мартиньш Бондарс отметил, что очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда предприниматели и частные лица жалуются на невозможность открыть счет в каком-либо банке. "Кроме того, на что тоже жалуются: все транзакции, любые транзакции, которые они пытаются проводить со странами СНГ, ни в каком виде не поддерживаются. Что нам посоветуете сказать избирателям?" - спросил Бондарс.
На это руководитель Ассоциации финансовой отрасли ответила, что надо рассматривать каждый конкретный случай. "Возможно, речь идет о каких-то исключениях из правил", - сказала Байаре. Однако позже она все же признала, что банки перестраховываются, боясь штрафов от надзора, и предпочитают вовсе не открывать счетов, лишь бы ничего не нарушить. Причина – в полярно противоположных указаниях со стороны правительственных и государственных инстанций. "Нам необходимо выработать политическое отношение по вопросу сотрудничества финансовых организаций со странами СНГ. И таких ситуаций, как сейчас, быть не должно: например, документы из министерства обороны или министерства иностранных дел предписывают нам одни правила поведения, с другой стороны, документы из министерства экономики, министерства сообщения и многих других – содержат совсем другое отношение к точно таким же вопросам. Все это сказывается на деятельности банков", - сказала она.
Серый список – это плохо?
У финансового рынка Латвии в свое время был лозунг: "Мост между Западом и Востоком". Теперь никакого моста нет. И усилия по реформированию банковской системы в стране это только подчеркивают. Однако нового лозунга, новой цели так и не выработано. Поэтому банки оказались неспособны проводить разумную или хотя бы понятную клиентам политику. Все это сопровождается накалом страстей по поводу рекомендаций Moneyval - что будет, если Латвию включат в так называемую серую зону?
Член комиссии, депутат Александрс Кирштейнс, задал риторический вопрос, призвав трезво подумать, а чем грозит Латвии включение в этот серый список. "Почему Исландия, после того как ее включили в серый список Moneyval, вдруг показала лучшие перспективы развития экономики, чем до того? Центральный банк улучшил прогнозы экономического развития, а агентство Moody’s увеличило кредитный рейтинг? Во-вторых: почему в сером списке, который составляет Moneyval, нет России, Украины и Азербайджана? Нас обвиняют в том, что мы проводим слишком много транзакций с этими странами, но при этом страны, откуда к нам приходят эти транзакции, в список не включены. В этом и есть парадокс", - сказал депутат.
Член комиссии Сейма, депутат Любовь Швецова подозревает коллег-депутатов в некотором лицемерии. По ее мнению, не банки, а именно представители комиссии Сейма из коалиционных партий, которые формируют правительство, которые ответственны за финансовую политику государства, и должны дать ответ отрасли на вопрос о том, как будет развиваться страна и на какой результат направлены усилия власти. "Вопросы должны поступить не от депутатов – к банкам, а наоборот. Закрытие счетов, стопор кредитования, нелояльное отношение банков к собственным клиентам – это последствия законодательно оформленной политики".
Примерно то же сказано и в сообщении Ассоциации финансовой отрасли: "Необходимо выработать политическую позицию к сотрудничеству финансовых учреждений с рынками стран СНГ и Восточной Азии (особенно по экспорту). Сейчас поступающая от государства информация противоречива".