РИГА, 19 ноя — Sputnik. Быть мэром Риги после Нила Ушакова – архитрудно, как и прийти из исполнительной власти в политику, заявил действующий глава города Олег Буров в интервью Baltnews. Также мэр сообщил, что его в этой работе "ломает" и какие сейчас перед ним и всей Рижской думой стоят задачи.
По словам Бурова, Нил Ушаков за десять лет пребывания на посту мэра Риги стал одной из самых значимых фигур в латвийской политике. В целом то, что мэром столицы стал русский, из партии "Согласие", которая никогда не могла войти в правительство, - очень значимо. "Это не менее значимо, чем должность министра. Никто не верил, что такое вообще может быть", - сказал Буров. Он отметил, что Ушаков стал узнаваемым не только в Латвии, но и за рубежом, все привыкли, что он мэр, и самому Бурову теперь находиться на этой должности архисложно.
"Я вас уверяю, это архитрудно. Было, думаю, трудно Ушакову десять лет быть мэром и уйти. Для любого человека, долго где-то работавшего, это ломка. Речь идет не о кресле, а об объеме работ, объеме принятия решений. И тут ты уходишь резко. (…) Вы все привыкли в Риге, в Латвии, во многих странах за пределами Латвии, что мэр Риги – это Нил Ушаков. Сейчас вместо него приходит какой-то Буров. Вы к этому не очень готовы, а каково этому Бурову?" – сказал мэр.
Буров отметил, что бесполезно копировать Ушакова, нужно идти своим путем, и в настоящее время, по словам нового мэра, его больше всего беспокоит вопрос, насколько жестко нужно отстаивать свою позицию, а где лучше пойти на компромисс.
"То, что меня сейчас больше всего беспокоит… это максимально откровенно. Меня ломает вопрос: чего я хочу от этого времени, пока я мэр? (…) Мне надо понять: а к чему я готов? Или ты все отстаиваешь, потому что так нужно. И как долго ты будешь идти по этому пути? Тебя скинут, все закончится. Или ты должен закрыть глаза на многие вещи и идти на компромиссы. Где грань?" – рассказал Буров.
Он отметил, что пришел в политику из исполнительной власти, и не все в этой ситуации ему легко принять.
"Мне не нравится политика, где политиканство. Мне не нравится политика, где какие-то игры, где люди говорят о своих интересах, где пустые фразы, словоблудие. Такое мне не нравится. Сейчас это то, что меня мучает", - сказал Буров.
Он отметил, что в настоящее время ему, как человеку из исполнительной власти, хотелось бы видеть ее более эффективной.
"Политики должны сказать, куда и как развиваться городу. Если у нас такая большая структура исполнительной власти, они должны, как профессионалы, дать свои предложения – конкретно – рекомендации, подсчеты. Задача депутатов – сбалансировать интересы, сбалансировать бюджет, сбалансировать то, как будет развиваться город. Я бы очень хотел от моих коллег – директоров департаментов, руководителей разных структур – видеть вот эту инициативу", - сказал Буров.
Он отметил, что не все готовы брать на себя инициативу, нести ответственность, особенно в отсутствие ярких лидеров – Нила Ушакова и Андриса Америкса, который долгое время был вице-мэром и тоже ушел в Европарламент.
"У них я спрашиваю их мнение и вижу страх в глазах. Вижу, что человек не привык говорить. Он ждет: а чего вы изволите? Хочется, чтобы люди думали самостоятельнее", - сказал Буров.
Говоря о состоянии дел в Риге на текущий момент, Буров отметил, что за время, пока у власти был Нил Ушаков, были решены многие вопросы – это и льготы в общественном транспорте, обеды для школьников, софинансирование жилых домов, и новые спортивные зоны, ремонт и техническое оснащение школ, домов культуры, больниц. Но в плохом состоянии мосты, не решены инфраструктурные вопросы, возникла проблема с вывозом мусора, в которой пришлось срочно разбираться.
Для того, чтобы эффективно решать хозяйственные вопросы, нужна политическая стабильность в самой Рижской думе, а ее после ухода Ушакова, Америкса и исключения четырех депутатов из "Согласия" пока сложно достичь, потому что не все готовы работать с позиции общественных интересов.
"Если посмотреть на Рижскую думу как на предприятие, то главные доли капитала принадлежали двоим – мэру и вице-мэру. Сейчас ситуация изменилась. И вот эти малые акционеры – каждый из них пытается двигать в свою сторону. Они смотрят с позиций горожан с обостренными частными интересами. Понятие того, что такое команда, как сбалансировать интересы, пока у людей отсутствует", - сказал Буров, имея в виду прежде всего четырех исключенных депутатов.
Он также отметил, что и членам партии "Согласие" нужно пройти болезнь роста, отвыкнуть смотреть на Нила Ушакова и почувствовать свою собственную ответственность.
Отдельно Буров прокомментировал в интервью вопрос о праздновании 9 Мая в Риге и судьбу памятника Освободителям. По его словам, сам он не ходит к памятнику с советских времен, но это не значит, что он против русских и не любит День Победы.
"Мои родственники по маминой линии пережили блокаду. Моя мама была в последнем эшелоне эвакуированных из Ленинграда. Я очень хорошо знаю эти вещи. Это личный праздник, это день памяти, когда я прихожу на могилы к своим родственникам, которые пережили блокаду.
Я не хочу из этого делать политику, я не хочу, чтобы другие из этого делали политику, громко кричали, громко вешали ярлыки. Это то, что мы все должны помнить, не должны забывать. Я не хочу участвовать ни в каких дискуссиях, чтобы не возбуждать народ на тему – быть этому памятнику или нет. Он там есть, он там будет, это данность.
Нужно ли туда приходить в галстуке и возлагать венки от всей Рижской думы, не знаю. Но прийти туда индивидуально каждому человеку - безусловно, у него, как у физического лица, должно быть такое право", - заключил Буров.