РИГА, 8 ноя — Sputnik. На фоне протестов медиков, которые жалуются на мизерные зарплаты, идет обсуждение "благодарностей" от пациентов, которые вручаются врачам в неофициальном порядке, пишет газета "Сегодня".
Те, кто еще помнит очереди за колбасой и сосисками в конце 80–х, могут многое рассказать о том, как сказывается на жизни "дефицит": тут и знакомства играют роль — пресловутый блат, и, конечно же, благодарности за услуги/товар вне очереди. Так что ничего нового, все логично.
KNAB: пациенты боятся жаловаться
Представители Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (KNAB, БПБК) комментируют ситуацию так: к ним периодически поступают сигналы о требованиях незаконного вознаграждения в сфере здравоохранения. Но зачастую пациенты не хотят об этом рассказывать.
"Нередко пациенты медицинских учреждений не сообщают о требовании незаконного вознаграждения из–за страха ухудшить свою и без того проблемную ситуацию, связанную со здоровьем", — подчеркивают в бюро.
В проекте новостной службы Латвийского телевидения "Диагноз — рак" прозвучали некоторые цифры медицинских поборов: несколько пациентов и их родственники признались, что выразили "благодарность" врачам в размере от 300 до 500 евро.
Кстати, официально благодарности не запрещены, но именно в формате поощрения от благодарных пациентов, которым хочется поделиться с тем, кто им помог.
"В больнице им. Страдыня это оговорено в Кодексе этики, — пояснила председатель правления больницы Илзе Крейцберга. — Но дополнительная плата за государственные услуги недопустима ни в коем случае".
Тем не менее одна из историй, которыми жители Латвии поделились с авторами проекта, произошла именно в больнице им. Страдыня.
По словам жалобщицы, у ее 70-летнего мужа был диагностирован рак мочевого пузыря 2–й степени, и ему на 9 мая 2016 года была назначена операция, что давало хорошие шансы выздороветь после хирургического вмешательства.
"Была назначена полноценная операция, но он (врач) только цистоскопию взял. У мужа не было ни полного наркоза, ничего. Потому что тот утром зашел в палату, муж рассказывал, и спрашивает: сколько ты мне заплатишь? Прямым текстом. И муж ответил, что ему нечем платить, он пенсионер и не имеет таких сбережений", — поделилась на условии анонимности супруга пациента.
Врач — известный хирург, руководитель отделения, член международных организаций врачей, стажировавшийся в клиниках за границей. Но — нет конверта, нет операции.
"Я его в коридоре поймала, его еще не так-то легко отловить. Он со мной говорил так: "Ну, как вам сказать, операция тяжелая, вы знаете, часов пять-шесть это продлится. И может, там еще что–то вырезать придется — что вы думаете, я могу это сделать, я за просто так не могу…"
Он не требовал конкретную сумму, но — как у вас с финансами? Ну как, говорю: мы пенсионеры, нет у нас никаких сбережений. Но, говорю я, онкология же бесплатно! Ха, бесплатно… Он говорит: знаете, чего это требует, я учился за границей, я работал за границей. И, словом, тогда поглядим, сказал он напоследок. Пошлем на консилиум".
Через несколько месяцев операция все же состоялась, но опухоль за это время выросла, и в результате ее муж спустя полгода после установки диагноза скончался, рассказала вдова.
В настоящее время KNAB не ведет ни одного уголовного процесса против практикующих врачей по статьям за получение взяток от пациентов, однако уделяет этой сфере повышенное внимание. Если будут заявления — будут и уголовные дела. KNAB призывает всех проявлять нетерпимость к коррупции и при необходимости звонить по круглосуточному бесплатному телефону 80002070.
А лечиться у кого?
Тема добровольно–принудительной "благодарности" врачам вызвала активный отклик у сетевых комментаторов, в том числе и на порталах BB.lv и kriminal.lv.
Кто–то невесело шутит, что можно, конечно, пожаловаться, но потом лечиться придется за границей или сразу обращаться к патологоанатому, который, возможно, взяток не берет.
"Жаловаться не будут, потому что иначе помощи от других врачей не увидишь, как своих ушей".
"Все эти очереди и квоты созданы для того, чтобы вымогать взятки. Люди это понимают!" — считает еще один читатель. А другой не понимает, в чем вообще проблема: "Странно куда-то сообщать, ведь там, где дают все, это кажется законным действием".
Отметим и еще один существенный момент: медицинские дела в судах идут отнюдь не легко, судьи жалуются на поверхностную работу следствия.
К примеру, недавно Земгальский районный суд во второй раз оправдал обвиняемых по уголовному делу о закупке медицинского оборудования. На скамье подсудимых оказались представители Елгавской городской больницы, включая ее руководителя Андриса Кипурса, а также предприниматели.
Согласно версии обвинения, представители больницы противозаконно приняли вознаграждение от двух ответственных сотрудников предприятия Digiteks на общую сумму 2300 латов в связи с приобретением медицинского оборудования для нужд больницы.
Кипурс был оправдан по всем пунктам обвинения: в злоупотреблении служебным положением, получении взятки и указании неверных сведений в декларации о доходах должностного лица. Невиновными были признаны и остальные фигуранты дела - руководитель отделения диагностической радиологии Елгавской городской больницы Эдмундc Калниньш, председатель правления ООО Digiteks Андрис Гулбис и член правления Янис Краменс .
Андрис Кипурс сразу отклонил какие-либо подозрения о получении взятки, хотя признавал, что прикрыл глаза на формальные недочеты в предложении закупки, чтобы не растрачивать средства и сэкономить около 30 тысяч латов.
— Я ни в чем не виноват, надеюсь, вскоре моя невиновность будет доказана. Никаких доказательств моей вины следователи, к сожалению, не предъявили, хотя я ответил на все их вопросы, — категорично заявил kriminal.lv Кипурс в самом начале процесса.
По его версии, все это было похоже на провокацию. Его ведь не взяли с поличным и никаких разногласий с предпринимателями ранее он не имел: деньги были обнаружены в его кабинете между многочисленными буклетами, к которым главврач, по его утверждению, даже не прикасался, то есть их могли просто подбросить.
— Пусть правоохранительные органы поищут на них мои отпечатки пальцев, — не скрывая раздражения, заявил медик. — Я ни одной взятки не брал.