РИГА, 2 ноя — Sputnik. Латвийские политики и представители военной промышленности хотят договориться о такой модели сотрудничества, при которой львиная доля военного бюджета останется в Латвии, а не уйдет за рубеж.
Стратегическое партнерство с правительством для предприятий будет означать и эксклюзивные преимушества вплоть до монопольного положения, и долгосрочные обязательства, сообщает nra.lv.
Латвия прежде всего
Особенность военной промышленности состоит в том, что она работает с классифицированной информацией, так что часто организовать открытый конкурс в этой сфере невозможно. В то же время оборонный бюджет постоянно растет, и государство заинтересовано в том, чтобы эти деньги не только повышали военный потенциал страны, но и максимально работали на рост благосостояния страны. Об этом министр обороны рассказал на встрече с представителями военной отрасли в начале недели.
"Латвия на первом месте. И латвийские предприниматели на первом месте. У нас нет цели отдавать свои деньги кому-то другому. Если нет альтернативы, мы это делаем. Но и в этом случае они должны сотрудничать с латвийскими предпринимателями.
В мирное время такой подход помогает экономике, в военное время обеспечивает стратегическую автономию, потому что мы не можем быть уверенными, что в кризисной ситуации нам все доставят и все привезут", - заявил министр.
Это многообещающие слова для предприятий, которые имеют отношение к военно-экономической сфере. В разрабатываемой модели всеобъемлющей государственной обороны, которая подразумевает вовлечение всего общества в оборону страны, предприятиям также уделяется все более важное внимание. Для них это означает большее вовлечение, большие гарантии, но и больший контроль, потому что речь идет об очень больших деньгах: оборонный бюджет составляет 2% ВВП, в следующем году это будет примерно 633 миллиона евро.
Сейчас предпринимателям представлен на обсуждение документ о стратегическом партнерстве, содержащий информацию ограниченного доступа. Судя по сказанному на встрече, главный вопрос, который в нем обсуждается, - это возможность предоставить монопольное положение конкретным предприятиям, а потом проводить контроль этой монополии, чтобы эксклюзивное положение не использовалось злонамеренно. Должен быть установлен порог прибыли, сейчас обсуждается уровень не более 10 процентов от оборота.
Для предприятий такой договор с государством означает гарантированные заказы на десятилетие и, возможно, привлечение военных фондов для развития производства.
Остановить мошенников
Зачем такое сотрудничество военному руководству страны, объяснил госсекретарь минобороны Янис Гарисонс: при закупке и тестировании товаров военного назначения армия передает предпринимателям чувствительную информацию о своем потенциале, которую нельзя просто так распространять направо и налево. Получив преимущество, неправильно позволять получить то же преимущество противнику, пояснил Гарисонс.
Однако в условиях фактического устранения конкуренции необходимы эффективные механизмы контроля качества. Общий настрой предпринимателей отрасли выразил глава Центра исследований оборонных и военных технологий Юрис Каплокс, который подчеркнул, что в последние годы все чаще происходило мошенничество с закупками министерства обороны и МВД: "начиная от товаров ненадлежащего качества и кончая полнейшим контрафактом — тщательными подделками". Несмотря на это, недобросовестные предприятия снова и снова появлялись на конкурсах, хотя их вообще нужно было бы исключить из числа поставщиков.
А для добросовестных компаний необходимы более четкие правила игры. Сейчас на местные предприятия приходится треть оборонных закупок. Чтобы увеличить эту долю, нужно понять, какие продукты и услуги для нужд армии необходимо развивать. С другой стороны, эти продукты и сами должны быть конкурентоспособными.
Банки должны изменить отношение
Во время дискуссии обсуждались и актуальные проблемы отрасли, связанные с недоверием банков. Хотя оборонная сфера в целом находится под наиболее пристальным надзором государства (по крайней мере, это отмечает глава Госконтроля Элита Круминя), банки просто не дают производителям товаров военного назначения средств для развития. Это связано с тем, что международный банковский надзор объявил военную сферу не заслуживающей доверия, потому что потенциально она может сотрудничать с террористами.
Член совета Банка Латвии Мартиньш Казакс отметил, что так не должно быть - это неправильно с государственной точки зрения.
Что еще нужно исправить, будет понятно, когда модель всеобъемлющей государственной обороны будет положена на бумагу. Пока что работа буксует, а срок, в который другие министерства должны представить свое видение о собственной сфере ответственности в рамках государственной обороны, снова продлен.
"Откаты" и цены с шестью нулями: почему Латвия снова нуждается в легкой "броне">>