РИГА, 19 окт — Sputnik, Андрей Солопенко. Сейм Латвии в окончательном третьем чтении принял закон, по которому с 1 января 2020 года дети, родившиеся в семье неграждан, автоматически станут гражданами страны. Это несомненно правильный шаг, однако он окончательно не решает проблему, ведь неграждан в Латвии еще остается 11%, и некоторые из них могут сохранять этот статус еще почти век.
Дети – "угроза" государству
Принятый закон напрямую затронет небольшое количество лиц, ведь за последние пять лет, по данным регистра жителей, в среднем, в год, в Латвии родилось лишь 57 человек, которые получили статус негражданина. В свою очередь за первую половину 2019 года таких детей набралось всего 13 человек, тогда как неграждан в стране все еще насчитывается более двухсот тысяч.
И даже несмотря на это у законопроекта нашлись ярые противники, которые не постеснялись обрушиться на него с жесткой критикой.
Так депутат от Национального объединения Янис Домбрава обратился к истории страны, заявив, что в 1944 году "Красная Армия оккупировала большую часть территории Латвии". В то же время, после возобновления независимости, из-за стремления западных государств к более тесному сотрудничеству с Россией, они не допустили в Латвии того, что "произошло после Второй мировой во многих странах Восточной Европы, где незаконно въехавшим лицам было предложено выехать, или они были принудительно высланы из страны".
По его словам, Латвии пришлось смириться, что на ее территории остались "многие сотни тысяч незаконно въехавших лиц" и негражданам следует быть благодарными, что страна "проявила добрую волю и позволила этим людям стать гражданами Латвии". "В качестве награды мы получили референдум о двух государственных языках, где только несколько сотен тысяч граждан Латвии проголосовали за два государственных языка", – громогласно заявил с трибуны Сейма Домбрава.
Вследствие этого парламентарий считает, что отмена предоставления статуса неграждан для еще не родившихся детей, является явной угрозой для государства, а при принятии этого закона, Латвия "просто фактически выполнит внешнеполитические цели России и создаст первый прецедент для автоматического предоставления негражданам гражданства". По его мнению, подобные действия категорические недопустимы и он призвал депутатов отклонить рассматриваемый законопроект, назвав его бессмысленным.
Кому нужны "враги Латвии"?
В то же время не все депутаты разделяли подобные взгляды. к примеру, Дидзис Шмитс прямо высказал Домбраве, что когда был восстановлен институт гражданства, тому было всего три года, и на баррикадах в 1991 году он не стоял, а получил гражданство лишь из-за наличия предков латышей. "Трудно представить, что ты в возрасте трех лет мог за большие заслуги, или за национальную стойкость получить этот подарок, эту честь, стать гражданином Латвии", – подчеркнул он.
Выходит, что по мнению Шмитса, Домбрава ничем не отличается от тех детей, которым будет присвоен статус гражданина. "Чем отличаешься ты, именно, ты, в возрасте трех лет, от тех детей, которые еще не родились в Латвии? Тем, что у тебя было другое происхождение предков, тем, что кто-то смог найти свой латвийский паспорт и доказать свое гражданство после войны? Просто подумай когда-нибудь о том, чем ты отличаешься от тех, кто еще не родился", – указал Шмитс Домбраве под аплодисменты других депутатов.
В свою очередь Мария Голубева от "Для развития/За!", заявила, что статус негражданина изначально создавался как временный, и теперь у Латвии имеется уникальная возможность прекратить его предоставление. Тогда как представляющий фракцию KPV LV Артусс Кайминьш, сослался на мнение комиссии Сейма по правам человека и общественным делам, которая отклонила все предложения Домбравы. Он призвал парламент сделать то же самое, и задался вопросом, о необходимости подобных дискуссий.
На это ему ответил депутат от партии "Согласие" Иварс Зариньш, указавший, что Нацблоку необходимо, чтобы в стране оставались неграждане, на которых можно показать пальцем и сказать, что они являются врагами Латвии. "Для них это вопрос существования, чтобы эти еще не рожденные негражане были в этой стране. Чтобы им было с кем бороться, чтобы у них было доказательство, что они здесь заботятся о будущем латышского народа, потому что ничего другого они предложить не могут", – отметил Зариньш.
Проблема остается
За отмену предоставления статуса неграждан для детей высказался и депутат от "Нового Единства" Андрей Юдин, заявивший, что с принятием этого закона вопрос неграждан когда-нибудь исчезнет из повестки дня. Большинство Сейма поддержало это предложение, а за поправки Яниса Домбравы и в целом против этого законопроекта была лишь его фракция Национальное объединение, Новая консервативная партия, и Алдис Блумбергс, от KPV LV. В сумме это дало 25 голосов и показало, сколько в Сейме радикальных националистов.
Правда, как считает правозащитник и сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Владимир Бузаев, принятие этого закона, безусловно, правильный шаг, но он очень маленький, чтобы решить проблему неграждан.
"В год в семьях неграждан рождается таких детей несколько десятков, а всего неграждан более двухсот тысяч, поэтому на общей массе этот закон никак не отразится. Но он позволяет ликвидировать статус негражданина в рамках жизни одного поколения, так как изначально этот статус задумывался как временный, однако с рождением новых неграждан, он становился постоянным", – подчеркнул Бузаев.
По словам эксперта, принятие этого законопроекта грубо и настойчиво навязывалось Латвии со стороны различных мировых институций, и без дальнейшего давления эта тема продолжит оставаться актуальной. Ведь, по его словам, большинство правых депутатов Сейма никогда сами по себе ничего хорошего для неграждан не делали, да и сейчас закон был утвержден "с очень большими криками и воплями, громкость которых явно не соответствовала масштабу разрешенной проблемы". "Это показывает еще раз, что только комплексное давление на власти изнутри и снаружи позволяет двигаться туда, куда двигаться надо", – заявил он.
Таким образом, по мнению правозащитника, если Сейм не примет никаких дальнейших шагов, то вопрос неграждан может быть актуальным еще на протяжении почти всего XXI века, пока не умрут все те неграждане, у кого этот статус есть.
"Если те неграждане, родившиеся в 2019 году и под этот счастливый закон не попавшие, проживут еще 80 лет, то проблема решится лишь в самом конце нынешнего века. То есть Латвия может отметить сто лет возобновления независимости, а этот статус у некоторых людей все еще будет. Так что на грядущий век эта тема не потеряет своей важности", – резюмировал Бузаев.