РИГА, 14 окт — Sputnik. Председатель Нацобъединения Visu Latvijai! — Tēvzemei un Brīvībai/LNNK Райвис Дзинтарс, который дал интервью Латвийскому радио 4, неожиданно признался, что чувствует на себе влияние "широкой русской души", а также призвал не бояться ассимиляции.
Дзинтарс, придя на русскоязычное радио, отказался отвечать на вопросы по-русски, хотя владеет языком. Лидер Нацблока поспешил заверить, что "не хочет тем самым унизить ни один другой язык", но он пришел на общественное радио, а в стране один государственный язык – латышский.
"Мой статус возлагает на меня эту обязанность (говорить на госязыке – ред.). Я считаю, и я бы очень хотел прийти в будущем к такой ситуации, что латышский язык станет общим языком всех жителей Латвии. Я считаю, что права латышей на латышский язык не меньшие, чем права любых других жителей Латвии", — заявил Дзинтарс.
В ходе беседы национальный политик рассказал, что у него был русскоязычный отчим – полковник Советской армии, который был для него "большим авторитетом" и научил тому, что у человека в жизни обязательно должна быть цель, к которой нужно стремиться.
Во время ответов на вопросы радиослушателей Дзинтарс неожиданно признался, что чувствует в окружающих "широкую русскую душу", и она на него настолько повлияла через друзей, отчима и других русских из близкого окружения, что он стал и в себе ее чувствовать.
"В том числе и в себе, мы ведь влияем друг на друга. (…) И есть такая особенность: русская коммуникация, эмоции и человеческая способность к контакту играли очень важную роль", - заявил Дзинтарс.
В развитие темы Дзинтарс заявил, что ему приписывают плохое отношение к русскому языку и нелатышам, но на самом деле это не так – он просто "позитивный националист", что в его понимании означает "открытость к миру и к любому человеку с одновременным сохранением своего".
"Конечно, порой это означает оказаться на конфликтных позициях относительно того, как принять какой закон, каким следует быть языковым нормам", - сказал Дзинтарс. Однако, по его мнению, "90% позитивных латышских националистов выгодны и русским, и белорусам".
Дзинтарс убежден, что всех в Латвии должны объединить латышская культура и латышский язык, а те, кто противится переводу образования на всех уровнях на госязык, просто боятся неизвестности.
"Думаю, то, что многие против этого, объясняется, может быть, страхом неизвестности, страхом перед ассимиляцией, перед тем, что их своеобразная идентичность может исчезнуть... Но я с этим не согласен и думаю, что очень часто человека используют со стороны политиков, чтобы напугать этим", - заявил Дзинтарс.
Политик еще раз подчеркнул: он считает, что "латышский язык — это не язык одних лишь латышей, это общий язык всех жителей Латвии".
"Я думаю, что со временем это услышат и люди нелатышского происхождения. Все больше людей овладевает латышским, и у них исчезнет эта иллюзия, исчезнет Райвис Дзинтарс как пугало, которым многие политики пытаются пугать", - заключил лидер Нацблока.
В Латвии проживает менее двух миллионов человек. Государственным языком в стране является латышский. Несмотря на то, что на русском языке говорит около 40% населения страны, он имеет статус иностранного.
Власти страны ведут планомерное наступление на русский язык — его стараются вытеснить из общественной жизни и образования. В лидерах по продвижению инициатив в этой сфере – Национальное объединение.
За соблюдением закона о языке в Латвии следит Центр государственного языка (ЦГЯ). В поле зрения ЦГЯ политики, злоупотребляющие русским или плохо знающие латышский, бизнесмены, размещающие нелатышские вывески, предприятия и организации, рассылающие буклеты на иностранных языках и сотрудники которых общаются с клиентами не на латышском, гастрольные концерты и даже школьные выпускные.
Российская сторона неоднократно привлекала внимание международных структур — ООН, ОБСЕ, Совета Европы и Еврокомиссии — к дискриминационному отношению к русскоязычному населению в Латвии. МИД РФ, постпредство РФ при ОБСЕ и другие профильные структуры, аргументируя свою позицию, обращались к положениям документов о защите прав нацменьшинств, однако власти Латвии продолжают игнорировать рекомендации международных институтов.