РИГА, 24 авг — Sputnik. После почти полугода, проведенных столицей Латвии без мэра, в Риге появился новый градоначальник. Избранный 35-ю депутатами Рижской думы (РД) Олег Буров - уже второй русский мэр Риги после покинувшего пост Нила Ушакова.
Что теперь ждет столицу? Насколько политика Бурова отличается от политики Ушакова? Будет ли новый мэр доказывать, что он совсем не такой, как предыдущий градоначальник, или, наоборот, пойдет по пути так полюбившегося всем русского экс-главы города? Что вообще из себя на самом деле представляет новый мэр? Каких взглядов придерживается, кто он? И что ждет русских Латвии в городе под его управлением.
Все это, а также другие актуальные политические события недели обсудили публицист и общественник Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре для Sputnik Латвия.
Судьба Риги
Линдерман подчеркнул, что Буров набрал даже больше голосов, чем Ушаков в свое время - 35 вместо 32. И таким образом можно говорить о том, что коалиция в Рижской думе на данный момент довольно крепкая, что отодвигает на задний план угрозу роспуска думы и внеочередных выборов.
Хотя, как заметил Линдерман, РД можно распустить и по-другому. Решением министра. На таком варианте изначально настаивало Национальное объединение. Только для этого шага необходимо раскопать серьезный компромат на предприятия, работающие с РД. А такового, по всей видимости, пока нет. Значит, позиция РД устойчивая и, по идее, два оставшихся до выборов года нынешний состав доработает.
"У националистов, конечно, была программа максимум. Она состояла в том, чтобы снять Ушакова и попытаться распустить думу и провести досрочные выборы, раскрутив как следует всем известный коррупционный скандал, который, кстати, небезосновательный. Какую-то часть задачи она решили - Ушаков отправился в почетную ссылку в Брюссель, но правящую коалицию им пока победить не удалось", - пояснил Линдерман.
Он предположил, что на самом деле коалицию могли оставить в покое неспроста. Есть вероятность, что латышские партии просто не хотят брать на себя ответственность на столь короткий срок в два года, оставшиеся до очередных выборов. Возможно, им будет удобнее сразу завладеть управлением основательно.
Вопрос еще и в том, кем на самом деле является новый мэр Риги. Каковы его взгляды и на что он способен. Линдерман считает, что Буров, так же, как и Ушаков, не борец за русское дело. И, по мнению Линдермана, Буров еще меньше, чем Ушаков будет пытаться помочь русским, даже символически.
И если "Согласие" сохраняло хотя бы праздник 9 Мая, то еще не факт, что "Честь служить Риге" - партия, в которой состоит новый мэр, придерживается аналогичных взглядов, учитывая то, что Линдерман не видит особых отличий позиции Бурова от позиции, которую занимают латышские партии.
"Чем это может быть чревато? Тем, что, начиная с осени Сейм опять вернется к вопросу о сносе памятника Освободителям Риги. А памятник находится на балансе Рижской думы. И без нее не то что снести, а даже провести реконструкторские работы или таблички какие-то гнусные свои поставить националисты не могут. И в этом смысле для русских Латвии ситуация ухудшилась, потому что, мне кажется, что Буров в этом плане готов к любым компромиссам", - предостерег Линдерман.
Он пояснил, что партия ЧСР была среди тех, кто поддержал перевод школ на латышский язык обучения. И это о многом говорит. Просто они не самые рьяные националисты, но не имеют ничего против.
И относительно перевода детских садов на латышский - это вопрос, который в очередной раз поднял в Рижской думе Нацблок. Линдерман предполагает, что Буров не будет против, потому что в своих интервью он говорит, что единый государственный язык должен преобладать в Латвии, что не надо светиться на празднике 9 Мая. И это не трюк, а просто позиция нового мэра. Таким образом шансы националистов на проведение своей линии в РД повышаются.
Тут стоит напомнить, что Нацблок на своей странице в Facebook опубликовал сообщение о том, что число русскоязычных групп в детских садах Риги будет сокращаться в соответствии с планом, разработанным партией. И в сообщении было указано, что этот план единогласно поддержал комитет Рижской думы по образованию.
В итоге сообщение Нацблока оказалось не точным, в РД проголосовали не за принятие плана, а за дальнейшее рассмотрения вопроса и обсуждение на заседании Рижской думы. Тем не менее, депутаты уже заговорили об этом всерьез. А это уже свидетельствует о многом.
Поэтому Линдерман считает, что политические последствия избрания нового мэра Риги будут, и уже произошел определенный сдвиг в сторону латышизации. Даже несмотря на то, что о Бурове говорят больше как о хозяйственнике, чем как о политике.
"Отсталая" Латвия и гибридная война
Помимо латышизации Риги Линдерман и Губин обсудили проблему шпиономании в Латвии. В частности, начался непосредственный процесс рассмотрения дела бывшего сотрудника МВД Латвии Олега Бурака, который обвиняется в шпионаже в пользу России. Пока что идут рутинные заседания, но Линдерман предполагает, что в деле Бурака возможен неожиданный поворот. При каких условиях?
"Мое мнение, что дело Бурака высосано из пальца. Человек попал под компанию борьбы с русскими шпионами. Все политики твердят, что Латвия очень отстает в плане поиска русских шпионов. Проигрывает это социалистическое антирусское соревнование... Но я не понимал, почему жертвой выбрали именно Бурака", - рассказал Линдерман.
Он пояснил, что проведя расследование, пришел к следующим выводам: Бурак работал инженером в информационном центре МВД и внедрял там единую информационную программу. В процессе обнаружил тотальную коррупцию. Суть в том, что были выделены бюджетные деньги - большая сумма на тех, кто занимается внедрением программы. Но та компания, которая внедряла, в итоге получила только треть суммы, а две трети разошлись по посредникам. Заказ перекидывался от одного к другому, и в итоге большая сумма попросту исчезла.
Разоблачив эту схему, Бурак пытался обращаться в различные структуры - и в МВД, и в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB), одним словом, боролся. Но материалы, которые получили в KNAB, там решили использовать странным образом. Они попросту продали информацию коррупционерам. Это настоящая преступная афера. Компания коррупционеров выкуп заплатить согласилась, но поставила условие - "посадите разоблачителя". Линдерман считает, что именно так и закрутилось дело "шпиона" Бурака.
Но публицист подчеркнул, что если найдутся свидетели, которые подтвердят эту информацию в суде, дело Бурака развернется очень крутым образом. А если Бурака все-же признают виновным в шпионаже, то его статья грозит ему заключением, равносильным пожизненному. И это чистая политика, считает Линдерман.
"Спецслужбы стоят перед сложной для них ситуацией. Якобы идет гибридная война с Россией. Идет война - вот так они трактуют. Но война не оружием, а война в информационном поле. Подкупы, интриги, а шпионов нет. И они нужны власти, чтобы оправдать доктрину гибридной войны", - заключил Линдерман.