РИГА, 1 окт — Sputnik. Отказ скорой помощи отправить бригаду на так называемый второстепенный вызов обернулся смертью пациента. Все претензии его родственников в СНМП отвергают – оператор действовал по алгоритму, и отправлять медиков в данном случае не полагалось. О резонансном случае рассказывает газета Latvijas Avīze.
Пожилой мужчина после лечения воспаления легких в стационаре был выписан домой. Его внучка перед тем, как забрать мужчину из больницы, оговорила с врачами дальнейшую терапию, также она проконсультировалась с семейным врачом по поводу дальнейшего лечения. В течение двух недель после возвращения из больницы мужчина чувствовал себя хорошо, однако вечером 5 сентября ему внезапно стало хуже: он начал тяжело дышать, его трясло, поднялась температура.
Женщина позвонила в скорую помощь и рассказала, что человек в возрасте 78 лет, после болезни, две недели все шло хорошо, и тут вдруг – стало хуже. Но диспетчер сказала, что не станет направлять к ним бригаду и переключила на дежурного семейного врача. Когда девушка объяснила ему ситуацию, врач посоветовал дать дедушке парацетамол.
Внучка отправилась в аптеку за лекарством, а когда вернулась, он уже настолько ослабел, что с трудом мог выпить таблетку. Тогда внучка решила позвонить, чтобы проконсультироваться в службе семейных врачей еще раз. Там ей ответили, что парацетамол может начать действовать в течение часа, и, если не будет никакого улучшения, посоветовали ей перезвонить медикам.
Женщина уложила дедушку в постель, а когда через час она подошла к нему измерить температуру, оказалось, что он уже умер.
"Я опять позвонила в "скорую" и попросила приехать и убедиться, что человек умер. Но мне посоветовали обратиться в похоронное бюро", - рассказала женщина.
Она также связалась с семейным врачом дедушки и рассказала о ситуации. Тот был удивлен, поскольку до этого наблюдал пожилого человека и все анализы после больницы у него были в норме. Врач назначил вскрытие, выяснилось, что причиной смерти стала сердечная недостаточность.
Алгоритм не всегда работает
Руководитель Центра оперативного руководства Службы неотложной медицинской помощи Райта Кришьяне, прослушав запись разговоров женщины и диспетчера, сделала вывод, что последний все сделал согласно правилам.
Все звонки принимаются по алгоритму. На телефоне сидят помощники врачей, у которых среднее медицинское образование. Однако большая часть из них имела практику работы на "скорых".
В ситуациях, когда речь идет о высокой температуре, диспетчер связывает звонящего с врачом-консультантом.
Кришьяне отметила, что иногда и в случае температуры "скорая" приезжает на вызов, но только тогда, когда есть сопутствующие жалобы: рвота, остановка дыхания, сильные головные боли, потеря сознания.
"Если температура только первый день, то мы чаще всего не выезжаем, а предоставляем консультацию врача. Но мы никогда не говорим: больше нам не звоните. На повторный звонок мы обычно высылаем бригаду. Я послушала запись разговора, и там врач сказала, чтобы через час перемерили температуру и перезвонили", - сказала Кришьяне.
По ее словам, в "скорой" работают по алгоритму, и внучка умершего мужчины могла бы сама предоставить информацию о хронических заболеваниях дедушки, что у него был до этого инсульт.
"Если бы родственница предоставила какую-нибудь дополнительную информацию о общем состоянии здоровья пациента, возможно, все сложилось бы по-другому", - считает Кришьяне.
Однако внучка отвергает этот упрек: если диспетчеры действуют при обработке звонков по строгому алгоритму – они сами должны были задать необходимые уточняющие вопросы, считает она.