РИГА, 22 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. На днях русская служба "Би-Би-Си", а вслед за ней другие СМИ рассказали историю, которую в иных случаях многие бы восприняли, мягко говоря, не совсем правдоподобной. А история эта о том, как в США в годы холодной войны готовили разных птиц, например, голубей, для заброски за железный занавес - в СССР, чтобы они там… шпионили.
Хотя готовили птиц в США и для других более страшных операций, а участвовали в этом, в том числе, орнитологи из советской Латвии – из числа тех, что лютой ненавистью ненавидели не просто "совдепию", но вообще русский мир.
Время раскрывать секреты
Для начала коротко перескажем историю, которую опубликовали наши коллеги в других СМИ. В статье рассказывается, что недавно ЦРУ частично рассекретило информацию об одной из программ под названием Tacana: использование голубей в разведывательных целях.
Специалисты обучали птиц, чтобы они с территорий, прилегающих к границе СССР, залетали за железный занавес, а потом в определенное время возвращались обратно. На этих птиц цепляли крошечные фотокамеры, которые в автоматическом режиме снимали наиболее важные для противника объекты.
Журналисты побывали в полузакрытом музее при штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли, что в штате Вирджиния, где своими глазами видели чучело голубя с прикрепленной к нему камерой. А что, если голубиную почту во все времена использовали (и в годы Первой мировой, конечно, тоже, и раньше, разумеется), то почему нельзя как-то похоже обучать птиц, чтобы те летели из объекта A к объекту B и потом возвращались бы обратно?
К слову, о том, что, например, британская разведка, точнее – ее подразделение MI14(d), использовала голубей-шпионов в годы Второй мировой – давно известно. А вот, оказывается, и Штаты вооружали на войну птиц.
Помимо этого, специалисты ЦРУ обучали еще ворон - более выносливых и умных птиц. Те должны были сбрасывать подслушивающие устройства на подоконники разных зданий на территории закрытых объектов, например, военного назначения. Птицам надо было доставлять камеры и подслушивающие устройства весом до 40 граммов в указанное место, а спустя время забирать их и возвращать хозяевам.
Латвийский след на холодной войне
Единственная сложность заключалась в том, что птицам важно было указывать более-менее точно место, куда надо сбросить предмет – подслушивающее или записывающее устройство. Ученые при спецслужбах рассчитывали, что птице можно указывать на цель при помощи точечного красного луча, куда вороне надо бросить устройство, а забирать она его будет по сигналу от специальной лампы.
Из-за этого возникали сложности, поскольку поблизости от объекта надо было находиться человеку – с той самой "световой указкой" и лампой, а это оказывалось весьма затруднительным – особенно возле крупных объектов военного назначения.
Хотя, например, в Москве к "неслучайным зданиям" шпионы ЦРУ "забрасывали" птиц, а также направляли пернатых в 1976 году на одну верфь у Финского залива, где строили передовые советские подлодки. Правда, записи и фото, сделанные такими крошечными устройствами, были очень некачественными.
Завершилась ли на этом программа по обучению птиц для выполнения разных операций – в музее ЦРУ не рассказывается. Но, в общем-то, несложно предположить, что самые разные программы по использованию что птиц, что собак или дельфинов, конечно, реализуются с разным успехом как ЦРУ, так и британскими спецслужбами. На этот вопрос журналисты "Би-Би-Си" не отвечают – и завершают свой экскурс в тайны ЦРУ. А мы – продолжим.
Вернемся к голубям и воронам. Их ведь не только так использовали спецслужбы, как описали на "Би-Би-Си". И об этом совершенно открыто уже потом, в 1990-х и 2000-х рассказывали латвийские орнитологи, которые даже помогали разным западным структурам – против ненавистного СССР.
Один из тех, кто владел информацией, был не просто уважаемый, но действительно легендарный орнитолог республики Янис Виксне (увы, он уже много лет, как не в этом мире) - академик Латвийской академии наук, профессор Латвийского университета и руководитель кафедры орнитологии Института биологии. В самом начале 2000-х он обо всем достаточно открыто говорил в СМИ (аудиозаписи сохранились).
В США ворон инфицировали вирусами
Янис Виксне был известен не только своими большими достижениями в области орнитологии, в чем его таланты действительно бесспорны, но еще и ярыми русофобскими взглядами. Например, он был один их тех, кто в ЛУ категорически отказывался общаться с русскими по-русски, хотя язык знал в совершенстве и когда говорил все звучало даже без акцента. Не приведи господь назвать при нем реку Даугава по-русски – Двина.
А когда русские журналисты встали на защиту чаек на острове Криеву, где колонию птиц уничтожали строители угольного терминала Рижского свободного порта, это у Яниса Виксне вызвало истерику. А все потому, что журналисты и в печатных СМИ, и на телевидении посмели исторически точно называть остров Криеву (Krievu) – Русским островом. В общем, Виксне было не важно, что СМИ вступились за его любимых птиц, важнее – на каком языке.
В советские годы Виксне был известен, как ярый диссидент, и неудивительно, что к нему в какой-то момент обратились неслучайные люди с Запада. Правда, все тогда с его стороны ограничивалось консультациями, зато какими: способны ли птицы, например, вороны, заносить на определенную территорию… вирусы.
Журналисты время от времени обращались к Виксне, особенно, когда становилась актуальной тема птичьего гриппа. Корреспонденту Sputnik Латвия довелось побеседовать с орнитологом, когда в Латвии вслед за многими другими странами были зафиксированы вспышки птичьего гриппа - H5N1. Может помните жуткие телесюжеты и фотографии в разных изданиях, как во многих странах буквально вырезали и выжигали целые фермы с домашними птицами, особенно – курами.
Тогда было интересно узнать, откуда вообще возник птичий грипп и разные его формы. Виксне рассказал, что в прошлом веке в исследованиях, связанных с птичьим гриппом, наиболее преуспели американцы, когда работали в годы холодной войны над темой биологического и бактериологического оружия, которое могло бы использоваться против противника СССР.
Визит странного гостя
"В шестидесятых годах прошлого века правительство США выделило более миллиона долларов на совершенно секретную программу, суть которой на первый взгляд совершенно невинная: изучать коридоры миграции птиц в Юго-Восточной Азии, но главное - в Восточной Европе. Дело в том, что специальные ведомства оценивали, насколько птиц можно использовать в как оружие. Предполагалось, что птиц могли заражать вирусом и направлять за железный занавес", - рассказывал Виксне.
Виксне рассказал, что тогда не только в США, но во многих странах Европы ученые тщательнейшим образом исследовали птичий грипп, а также – как можно работать с вирусом, нужным образом меняя его. Эти исследования шли в 1960-х, продолжались в 1970-х - и вплоть до самого конца 1980-х.
Именно тогда, в середине 1980-х, когда в Латвии уже вовсю действовал Народный фронт, шло движение "Атмода", цвела радикальная организация "Хельсинки-86", появлялись самые разные люди из той же Швеции и Польши, к Виксне, как к человеку крайне диссидентских взглядов, обратились за консультацией.
К нашему орнитологу приехал коллега из Швеции, он представился и сказал, что занимается темой миграции птиц, а данные обобщает с теми, которые получают в разных странах Европы и даже от ученых из США. В какой-то момент, как бы случайно, прозвучала тема инфицирования птиц разными вирусами. Разумеется, все это звучало чисто научно, и гость проявлял исключительно исследовательский интерес. Виксне с коллегами по биофаку рассказывал о том, как мигрируют разные птицы стран Балтии, на картах были прочерчены и коридоры.
Ученый, который сказал лишнее
"В то время отчеты микробиологов и вирусологов, что в Европе, что в США, конечно, держали под грифом "совершенно секретно". Хотя в СССР орнитологи и получили какие-то сведения – крайне обрывочные, всего лишь "крупицы со стола". Прибалтийские ученые, конечно, получали в 1980-х больше разных сведений с Запада, тут у нас и "Голос Америки" звучал ясней. И мы, тогда еще молодые ученые-биологи, в университете слышали о какой-то там секретной программе, обсуждали в своем кругу и даже, честно говоря, посмеивались. Так вот, я тогда рассказал коллеге из Швеции то, что, на мой взгляд, очевидно", - рассказывал Янис Виксне.
По его словам, удивительно, что подобные программы вообще разрабатывали в США, поскольку поведение птиц крайне сложно спрогнозировать, вдобавок, невозможно до конца доказать, как вирусы могут мутировать уже в самой птице. И кто знает, не случится ли так, что "крылатое оружие", запущенное из Европы или США, достаточно скоро вернется обратно.
"Это я высказал гостю, потом мы еще о чем-то поговорили и распрощались. А уже в 1990-е в научных кругах прозвучала информация, что какими-то вирусами американцы, то ли по ошибке, то ли специально, заразили группу птиц, и те полетели в Азию… Что произошло потом, сказать сложно, но там, в Азии, стали регулярно случаться вспышки птичьего гриппа," - закончил Янис Виксне.
Что интересно, после нескольких опубликованных с Виксне интервью в газетах, он вдруг стал категорически отказываться говорить с журналистами на эту тему. На биофаке ЛУ, где тогда работал и будущий ректор университета, Индрикис Муйжниекс, эхом прозвучала новость о каком-то громком скандале, связанном с посольством США. Совпадение или нет, но после этого Виксне и вовсе перестал давать какие-либо интервью.
Опять же, может, это и обычные совпадения, но упомянутый Индрикис Муйжниекс, пока еще был деканом биофака ЛУ совершенно открыто рассказывал о том, что немало исследований на факультете проводятся при поддержки американской компании "Монсанто" при поддержке посольства США в Латвии, которая, в том числе, выплачивала стипендии наиболее успешным студентам. И здесь уже нет никаких тайн.