Знаете, что больше всего огорчает в закрытии очередного банка? Жалко оставшихся без работы специалистов. Помнится, когда прикрывали ABLV, несколько сотен его работников вышли на полянку перед банком, устроив флешмоб. Так, скорее для фото на память, а не для того, чтобы кого-то растрогать.
Бежать из "второй Швейцарии"
В PNB banka флешмобы уже не устраивали. Люди собрали вещички в коробки и пакеты и покинули помещения. Это в основном женщины - специалисты с образованием - финансовая соль земли латвийской. Прототип того самого среднего класса, о котором мечтает любая страна и еще долго будет мечтать Латвия.
Немолодые, вчера еще уверенные в завтрашнем дне, с неплохой по местным меркам и стабильной зарплатой, хорошей пенсией в скором будущем. Они платили налоги, являлись надежными потребителями, поддерживая латвийскую экономику, которая в отсутствии промышленности держится за счет розницы и услуг. В том числе еще недавно - финансовых. И вот в один день все рухнуло. Куда им податься? Похоже, "путем всея Латвии" - на бескрайние просторы Европы с билетом в один конец.
Такую причину уменьшения населения упрямо не хотят видеть власти. Закрытие PNB пройдет незаметно для финансового сектора и народного хозяйства Латвии, говорят в правительстве. Так же, как и закрытие предыдущих банков или какого-нибудь флагмана латвийской металлургии.
Впрочем, не то, чтобы исчезновение PNB наверху никто не заметил. Как считает бывший министр экономики Вячеслав Домбровский, многие в обществе восприняли закрытие банка если не с радостью, то с чувством глубокого удовлетворения. Как было и в случае с крахом других банков и промышленных "монстров" в которых (какое совпадение) преобладал капитал восточного происхождения.
Увы, Латвия не стала второй Швейцарией, хотя планы стать крупным региональным финансовым центром были. Несмотря на это, образовательная система страны продолжает штамповать необходимые финансовому сектору кадры. Для этого в Латвии существует Высшая банковская школа и банковский колледж.
Почему кассир нужнее финансиста
Знакомый бизнесмен, хозяин фирмы, рассказал, что понадобилась ему секретарша. Попросил подчиненного разместить информацию на сайте объявлений. Откликнулись восемь девушек, Одна - кассирша из Rimi, семь - выпускницы банковского колледжа. Перебор.
"Ты напиши там в объявлении, что зарплата 600 евро, они сами и отстанут,". - посоветовал бизнесмен подчиненному. На что подчиненный ответил. что так и было сделано.
"Ну как", - спросил начальник. "Они согласны", - ответил подчиненный.
"Так может все-таки кассиршу взять? - рассуждает предприниматель. - Она с опытом. Улыбается при любых обстоятельствах и говорит "лабдиен" всем посетителям".
А если снабдить ее памперсом (ходят слухи, что такое практикуют в супермаркетах для повышения производительности труда), так может не отвлекаться от работы 24 часа в сутки.
Зачем же Латвия продолжает готовиться превратиться во вторую Швейцарию? Неужели Банковской высшей школе не сообщили, что конъюнктура поменялась? Если учесть, что за короткое время на рынок было выброшено около 1000 работников Latvijas Krājbanka, более 400 ABLV. И вот теперь - порядка 600 из PNB.
Лучше быть здоровым и богатым
Между тем, страна задыхается от нехватки не только кассиров, но и врачей, другого медицинского персонала. В преддверии нового учебного года не закрыты также около 500 вакансий педагогов. Об этом рассказала министр образования и науки Илга Шуплинска. Не хватает и медиков в больницах и на скорой помощи. Здесь недосчитались 1000 специалистов.
Так может быть перековать бывших тружениц финансового сектора в медсестер? В учителей латышского языка для школ нацменьшинств? Навряд ли это легко осуществимо. Ведь зарплаты работникам банка платил банк, а учителям и медикам надо платить из бюджета.
И тут становится ясной главная ошибка, заложенная в процесс планирования (которого, скорее всего, и нет) подготовки нужных народному хозяйству кадров. Похоже, наше правительство руководствовалось лозунгом "Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным". Тогда медиков нам не понадобилось бы вовсе, и работа банковского специалиста была бы востребована как никогда. Но увы. Жизнь внесла свои коррективы.