РИГА, 21 авг — Sputnik. Объемы и структура соцрасходов в государствах еврозоны значительно отличаются от страны к стране, при этом в развитии систем прослеживаются общие тренды, а их стабильности угрожают общие риски, говорится в исследовании Европейского центрального банка (ЕЦБ), пишет газета "Сегодня". Латвия на общем фоне выделяется небольшими социальными расходами и нежеланием увеличивать населению пенсии.
Где прибыло, там и убыло
"За последнее десятилетие страны, изначально имевшие разные стартовые позиции и приоритеты соцполитики, не сблизились в том, что касается архитектуры соцобеспечения. При этом расходы на пенсионные выплаты росли, а на медицину и образование — сокращались во всех странах", — комментирует выводы исследования газета "Коммерсант".
Данное исследование ЕЦБ представляет собой первую попытку систематизировать данные по национальным системам соцобеспечения стран еврозоны — по госрасходам на соцзащиту, образование и здравоохранение.
Большая часть этих расходов приходится на прямые трансферы отдельным домохозяйствам — это пенсии, выплаты по болезни и безработице и так далее. Другие расходы производятся в натуральной форме — как коллективно, так и индивидуально — через распределение рыночных товаров и услуг (или путем компенсации расходов на них). Эти общественные блага оказывают влияние на уровень располагаемых доходов домохозяйств и их потребление. Поэтому соцрасходы по-разному отражаются в национальной статистике, затрудняя сравнение между странами, отмечают в ЕЦБ. Оценки размера пенсионных обязательств также отличаются в зависимости от типа системы — чисто государственной или с частным участием.
Позади Европы всей
Соцвыплаты — самая большая составляющая госрасходов во всех странах еврозоны. Начиная с 2001 года уровень соцрасходов постепенно рос как в номинальном выражении, так и в процентах от общих затрат государства, хотя их доля в ВВП в период кризиса и демонстрировала волатильность.
В 2017 году соцвыплаты в еврозоне составляли в среднем 70% общих госрасходов, или 31% ВВП (3,5 трлн евро). На соцзащиту пришлось 42% госрасходов, или около 20% ВВП.
Эта статья расходов оказалась самой маленькой именно в Латвии, а также на Мальте — треть госрасходов. На другой стороне шкалы — Финляндия и Германия. Здесь соцобеспечение забирает половину бюджета.
Не заметили роста
Больше всего в Европе тратится на выплату пенсий — 12,4% ВВП, следом идут выплаты по болезни и инвалидности, поддержка семей и детей, пособия по безработице и соцжилье.
Несмотря на реформы, проведенные в ряде стран, пенсионная система остается главным грузом для правительств, отмечают в ЕЦБ. В то же время страны еврозоны в последние годы сдерживают расходы на здравоохранение и образование: их доля составляет в среднем 7,1% и 4,5% ВВП соответственно (15% и 9,6% общих госрасходов).
Латвия упоминается в докладе ЕЦБ как одна из немногих стран, где рост пенсий отставал от роста ВВП, то есть от роста экономики. Кроме Латвии, такие же процессы наблюдались в Литве, Австрии, Словакии, Германии и Испании.
Быстрее всего пенсии росли в Португалии, Греции, Франции и Финляндии.
На графике, который публикует ЕЦБ, видно, что пенсионные расходы государства в Латвии относительно объема ВВП в 2000—2007 году снижались, причем больше, чем где-либо в еврозоне, — на 2 процентных пункта. В 2008—2010 годах эти расходы выросли, что, очевидно, связано с экономическим кризисом в стране и тем, что ВВП буквально рухнул, тогда как пенсионные выплаты бюджету пришлось сохранить в прежнем объеме. Ну а после кризиса все вернулось на круги своя — опять снижение госрасходов на пенсионную систему. То есть экономика растет, а власти делают вид, что к пенсионерам это отношения не имеет.
Дальше будет хуже
Изменения в структуре госрасходов с 2001 года демонстрируют, что фискальные риски угрожают устойчивости политики расходов, стимулирующих экономический рост, подчеркивают в ЕЦБ. И делают свой прогноз на будущее. В целом он неутешительный. Социальные процессы в Европе радужными никак не назвать, из чего следует, что государствам следует приступать к реформам, порой довольно болезненным.
"Пенсионные расходы в нескольких странах союза достигли исторического максимума, а в других продолжат расти в отсутствие реформ. Влияние процесса старения населения достигнет пика, когда поколение беби-бумеров достигнет пенсионного возраста (около 2040 года в отдельных странах). Особенно остро этот вопрос встанет там, где пенсионная система обеспечивается преимущественно государством. Таким странам придется столкнуться с проблемами межпоколенческой справедливости, поскольку доля пенсионеров, приходящихся на одного работающего, будет расти, а размер обязательств по соцобеспечению в большинстве стран может превысить 200% ВВП", — говорится в исследовании.
Все вышесказанное в полной мере относится и к Латвии. За исключением разве того, что в стране давно действует трехуровневая пенсионная система, то есть часть пенсионной нагрузки государство с себя сняло. Однако огромный масштаб теневой экономики, а также низкий общий уровень доходов вряд ли позволят жителям Латвии в будущем наслаждаться прекрасной жизнью на пенсии. Увы.
ЕЦБ между тем продолжает живописать кошмары, которые ждут Европу в недалеком будущем: "Старение приведет к увеличению расходов на медицину, а также сокращению рабочей силы, роста и инноваций, тогда как накопления "на черный день" будут расти. Поэтому некоторым странам следует озаботиться созданием фискальных буферов, а также продолжить структурные реформы, уделяя особое внимание инвестициям в образование, способствующим долгосрочному росту экономики".
На все сто
Как недавно сообщал Sputnik Латвия, правительство концептуально поддержало подготовленный министерством благосостояния план совершенствования системы минимального дохода в 2020 и 2021 годах. Согласно этому плану, в следующем году минимальную пенсию планируется увеличить до 99 евро.
Сумма, конечно, умопомрачительная, но и эти смешные деньги для латвийских властей долго казались чем-то недостижимым — минимальная пенсия в Латвии не повышалась уже более десяти лет.
В соответствии с планом, с 2020 года планируется до 99 евро повысить базу расчета минимальной пенсии, в будущем не связывая ее с государственным пособием социального обеспечения и определив градацию для каждого года стажа.
До 99 евро планируется увеличить и пособие социального обеспечения. Лицам с инвалидностью размер пособия планируется определить в соответствии с группой инвалидности: для лиц с 3-й группой инвалидности пособие будет увеличено до 99 евро, а для лиц с 1-й и 2-й группой инвалидности до 99 евро будет увеличена база расчета пособия, к которой будет применяться коэффициент.