РИГА, 17 июл — Sputnik. Составляющая безопасности литовского терминала СПГ, или как ее прозвали "налог на СПГ-терминал" в этом году, скорее всего, не только не уменьшится, но, напротив увеличится, пишет портал Alfa.
По данным Государственного совета по регулированию энергетики (VERT), в 2018 году налог на содержание терминала СПГ составил 84 миллиона 931 тысячу евро, а в этом году планируется собрать 93 миллиона 792 тысячи евро.
Министр энергетики Жигимантас Вайчюнас обещал, что в меньших объемах этот налог будут собирать с потребителей газа уже с июля этого года. Однако на фоне разногласий акционеров оператора терминала Klaipеdos naftа – министерства энергетики и концерна Achemos grupe – по поводу реорганизации предприятия обещания министра не осуществились.
Теперь министерство обещает, что налог может снизиться с декабря этого года, но насколько - не может ответить даже VERT.
"Поскольку Еврокомиссия не согласовала схемы государственной помощи терминалу СПГ, совет не может конкретно ответить на поставленный вопрос, потому что не получил полной информации от АО "Klaipеdos nafta", - заявила глава отдела оперативного управления VERT Лорета Кимутите.
Большая часть собираемого налога идет оператору терминала Klaipеdos nafta и предприятию торговли газом ЗАО Lietuvos energijos tiekimas (бывший Litgas). За счет налога этой компании возмещают убытки от торговли газом – разницу между более высокой ценой закупки СПГ и более низкой ценой продажи газа энергопроизводителям в случаях, предусмотренных законом. В правовых актах этот убыток от торговли обозначается как необходимые или обоснованные расходы.
По данным VERT, в 2018 году 69,8%, или 64 миллиона 446 тысяч евро налога пошло Klaipedos nafta. Поставщику Lietuvos energijos tiekimas ушло 30,12%, или 28 миллионов 250 тысяч евро. Из этих денег на покрытие разницы цен пошло 19, 34% или 18 миллионов 138 тысяч евро.
Расходы на администрирование налога в 2018 году составили 73,8 тысяч евро, то есть 0,08% всех собранных средств. Они переведены на счет оператора газотранспортной системы АО Amber Grid.
VERT указывает, что практически нереально прогнозировать, сколько в будущем понадобится выделять средств на компенсацию убытков Lietuvos energijos tiekimas от торговли газом.
"Из-за изменений на рынке природного газа и больших колебаний цен этот объем может меняться и в большую, и в меньшую сторону. С учетом этого совету сложно оценить, как налог на содержание терминала СПГ будет меняться в будущем", - заявила Кимутите.
Дополнительные расходы потребителей
Тепловики говорят, что в этом году налог вырос, из-за чего пострадали рядовые потребители. По словам финансового директора АО Panevėžio energija Риты Морозовиене, в этом году этому предприятию пришлось заплатить на 11% больше налога на содержание терминала СПГ, чем в 2018 году.
Директор производственного департамента АО Kauno energija Вайдас Шлейвис, который временно осуществляет функции гендиректора, отказался давать оценку размера налога.
"Платим столько, сколько нам предписано. Не хотелось бы говорить, довольны мы или нет. В любом случае это дополнительная нагрузка на потребителей", - заявил Шлейвис.
Критика запрещена
В Литве создана такая атмосфера, что любая критика работы терминала СПГ и его реорганизации, и даже предложения по этой теме рассматриваются властями как деятельность, враждебная государству, заявил эксперт по международной энергетике, профессор Видмантас Янкаускас
"Считается, что терминал СПГ – очень важный объект, поэтому все решения сформулированы так, чтобы им не особенно можно было оппонировать – ведь это стратегический объект. В конце прошлого года при подготовке правовых основ выкупа судна СПГ – поправок к закону о терминале СПГ – звучали аргументы, что это вопрос национальной безопасности, поэтому можно обязать оператора СПГ выкупить судно (этого нельзя требовать от частного оператора Klaipеdos nafta без такого дополнительного положения закона)", - заметил профессор.
По мнению Янкаускаса, Литве пора признать, что значимость терминала переоценена.
"Терминал СПГ – не стратегический объект (или скоро перестанет им быть), потому что через пару лет начнет действовать газовый коннектор с Польшей, укрепляется и смычка с Латвией. Поэтому надежность поставок будет обеспечена и без терминала. Остается один основной потребитель – Achema (завод удобрений, входящий в Achemos grupe), она еще является миноритарным акционером Klaipėdos nafta. Тогда Achema, по сути, могла бы решить, нужен ли ей этот терминал. Очевидно, как потребитель большей части всего газа, Achema должна иметь решающее слово при определении будущего терминала", - считает Янкаускас.
Эксперт не сомневается, что, в конце концов, расходы на содержание терминала СПГ оплачивают потребители, а налог включается в цену тепла.
Планы реорганизации
Оператор терминалов нефтепродуктов и сжиженного природного газа Klaipedos nafta в мае сообщила о решении выделить деятельность по управлению и обслуживанию Клайпедского СПГ-терминала (регулируемую деятельность) в дочернее предприятие – ЗАО SGD terminalas.
Как пояснили в компании, Klaipedos nafta в целях обеспечения долгосрочного импорта СПГ в Литву планирует принять на себя дополнительные финансовые обязательства в размере 300 миллионов евро под госгарантии. Часть этих средств должна были пойти на более равномерное распределение затрат СПГ-терминала до 2044 года, чтобы уже с середины 2019 года годовые затраты для потребителей могли снизиться на 40%.
Необходимость создания новой компании в Klaipedos nafta объяснили тем, что это позволит разделить затраты и финансовые обязательства регулируемой и коммерческой деятельности, что обеспечит большую прозрачность регулируемой деятельности и финансовой отчетности, что в свою очередь облегчит ведение переговоров о предоставлении кредитов.
Планировалось, что новой компании SGD terminalas будет передано все движимое и недвижимое имущество, связанное с деятельностью СПГ-терминала, его целевые займы, договор аренды судна-хранилища. Уставный капитал ЗАО SGD terminalas также планировалось увеличить за счет эмиссии акций на 28,4 миллиона евро.
Спор с Achemos
Против такого плана реорганизации Klaipedos nafta выступил миноритарный акционер компании - одна из крупнейших в Литве групп частного капитала Achemos grupe, которой принадлежит 10,41% акций (государству принадлежит 72,32% акций Klaipedos nafta). Achemos grupe считает, что в отделяемой компании SGD terminalas должна сохраниться нынешняя структура акционеров – то есть группе Achemos должно принадлежать 10,41% акций SGD terminalas. Если акции нового предприятия будут принадлежать лишь одному акционеру – Klaipedos nafta – будут нарушены интересы акционеров, заявил гендиректор Achemos grupe Миндаугас Дякснис.
В ответ на претензии Achemos министр энергетики Жигимантас Вайчюнас заявил, что альтернативы перевода деятельности терминала заняли бы намного больше времени, чем тот путь, которому было отдано предпочтение, и предложил холдингу отозвать претензию.
Однако Achemos grupe настаивает на своем и обратилась к руководству страны и Еврокомиссии по поводу незаконных действий, по ее мнению, действий министерства энергетики в реорганизации Klaipedos nafta и нарушения прав миноритарных акционеров.
Пока спор относительно структуры акционеров новой компании SGD terminalas не урегулирован, осложнено и согласование финансовой помощи государства выкупу терминала СПГ с Еврокомиссией.
"Был план, и я не сомневался в нем до сих пор – получить за июль согласование госпомощи. Претензия Achemos заметно корректирует эти вещи. Просто важно то, что решение ЕК о государственной помощи технически должно предоставляться именно компании спецназначения ", – сказал Вайчюнас.
Напомним, Сейм Литвы разрешил выкуп судна-хранилища Клайпедского терминала СПГ после 2024 года, когда закончится срок его аренды у норвежской компании Hoegh LNG.