РИГА, 16 мая — Sputnik. Газ с Клайпедского терминала СПГ можно было бы использовать для выработки электроэнергии в то время, когда цена на СПГ падает. Более широкое использование терминала могло бы уменьшить расходы на его содержание, считают эксперты, которые принимают участие в международном форуме Klaipeda LNG Forum - 2019, передает tv3.lt.
Старший вице-президент компании исследований и развития AVL Кань-Ки Ли из Южной Кореи заявил, что Литве следует быть более гибкой в отношении СПГ и искать конвергенции с выработкой электроэнергии и тепла.
"В странах Балтии есть терминал СПГ. Мое предложение: если бы вы использовали инфраструктуру гибче, то есть добавили бы модуль для генерирования электроэнергии, то вы могли бы использовать эту электроэнергию для общественных нужд", - сказал Кань-Ки Ли.
"Таким образом, когда СПГ становится дорогим, вы можете продавать его как топливо. Когда цена на СПГ падает, вы можете использовать его для выработки электроэнергии", - добавил он.
Называя возможные варианты выработки электроэнергии с использованием газа, глава Klaipedos nafta Миндаугас Юсюс отметил, что возможно решение о создании своего рода плавающей электростанции.
"У нас были определенные совместные проекты с Wartsila (производитель судового оборудования – ред.) в рамках международных проектов. Была мысль построить такую плавающую электростанцию. (...) Вместо того чтобы строить стационарную электростанцию, все могло бы плавать - подплывает как бы электропорт, сколько нужно - 10 или 5 лет - используешь его, то есть имеется и такая возможность", - сказал Юсюс.
По его словам, на распределительной станции СПГ уже используется для выработки тепловой энергии, но будет ли конкурентоспособной выработка и электроэнергии — неясно, однако теоретически такой вариант возможен.
Литва — единственная из стран Балтии, которая напрямую закупает СПГ, поскольку обладает плавучим терминалом Independence, арендованным ради снижения доли закупки газа в РФ и достижения цели "энергетической независимости". Аренда СПГ-терминала обходится государству примерно в 60 миллионов евро в год.
Долгое время Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным, чтобы получить на него финансирование ЕС. Однако договориться с двумя другими странами Балтии по этому вопросу не удалось, и все бремя расходов на его содержание несут литовцы.
В конце декабря прошлого года Сейм Литвы разрешил выкуп судна-хранилища Клайпедского терминала СПГ после 2024 года. Стоимость судна не разглашается, но, по разным оценкам, она может составлять от 121 миллиона до 160 миллионов евро. Это решение позволит распределить затраты на содержание терминала на более длительный временной период и облегчить бремя его содержания для потребителей, считают в правительстве.