Вадим Левенталь: в русской литературе сейчас рождается что-то определенно новое

© Sputnik / Сергей Кузнецов / Перейти в фотобанкПисатель Вадим Левенталь
Писатель Вадим Левенталь - Sputnik Латвия
Подписаться
Ответственный секретарь литературной премии "Национальный бестселлер" Вадим Левенталь приехал в Ригу и рассказал о тенденциях в литературе, о том, каким должен быть настоящий писатель и что обязательно стоит прочесть

РИГА, 25 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Участники латвийского проекта "Культурная линия" пригласили в Ригу более чем авторитетного человека в современном литературном мире России. Петербуржца Вадима Левенталя нередко называют "мастером слова уровня раннего Битова".

Читатели о нем заговорили после выхода романа "Маша Регина", который позже попал в список "Русского Букера" и в финал премии "Большая книга", его перевели на несколько языков, он представлял Россию на Международном книжном фестивале в Эдинбурге и Парижском книжном салоне. А повесть Вадима Левенталя "Доля ангелов", где действие разворачивается в блокадном Ленинграде, назвали чуть ли не самым сильным произведением о том времени, которое было написано в новом веке.

Его успешная литературная инициатива – это и именной издательский проект "Книжная полка Вадима Левенталя", цель которого - выпуск книг ярких талантливых авторов. "Все это книги зубастые, хищные, с когтями и ядом - наша травоядная вегетарианская литературная среда их боится", - так о ней говорит Вадим Левенталь. Но, конечно, чаще всего его имя звучит, если речь заходит о премии "Национальный бестселлер", в которой он уже более десяти лет. Как раз сейчас он и другие литературные критики "все в книгах", ведь совсем скоро им придется назвать произведения "Короткого списка" - десять, а уже 25 мая объявить финалистов премии.

От мифа до жесткой политической сатиры

"Если вы спросите меня - "а что почитать?" - то очень рекомендую заглянуть на сайт "Национального бестселлера" , где есть наиболее обсуждаемые книги, претендующие на премию. Там найдете немало действительно сильных произведений, которые однозначно стоит прочесть. Причем, там произведения самые разные. Даже по тому, кто раньше попадал в "Национальный бестселлер", например, Виктор Пелевин, Захар Прилепин, Дмитрий Быков, можно судить о развитии русской литературы и тенденциях, - говорит Вадим Левенталь.

А если о книгах совсем свежих, то Вадим Левенталь рекомендует смотреть уже в апреле на те, что войдут в "Короткий список" премии. Туда, скорее всего, войдет роман Андрея Рубанова "Финист Ясный Сокол" - очень качественное и совсем непростое славянское фэнтези. Книгу теперь в России обсуждают многие. За основу автор взял сказку Андрея Платонова и создал из нее приключенческий роман. Есть мнение, что автору удалось создать такой настоящий "русский миф", как ранее Толкин создал "английский миф", столь нужный тогда Британии.

© Photo из архива «Культурной линии» / Alexei MelnikОтветственный секретарь литературной премии "Национальный бестселлер" Вадим Левенталь
Вадим Левенталь: в русской литературе сейчас рождается что-то определенно новое - Sputnik Латвия
Ответственный секретарь литературной премии "Национальный бестселлер" Вадим Левенталь

Еще из обсуждаемого – весьма жесткий роман "Славянские отаку" Упыря Лихого. В книге в метафорической форме описывается опыт взаимоотношений России и Украины последних лет. Эта книга - сильная политическая сатира.

Стоит прочесть и роман Эдуарда Веркина "Остров Сахалин", в котором апокалиптическая история. Ядерная война. Почти никто не выжил. А кто выжил – отброшен в технологическом развитии на триста лет назад. Это крепко написанный роман, что называется "атмосферный" да еще и с аллюзиями на чеховский "Остров Сахалин". Интересен и роман Евгении Некрасовой "Калечина-малечина" - о популярной ныне теме школьного буллинга, но и не только.

Бесспорно, заслуживает внимание книга Александра Пелевина "Четверо", в которой несколько сюжетных линий. Первая – это классическая фантастика, почти ефремовская, с его путешествиями к далеким звездам, но только в 2200-х годах. Есть и детективная линия: Крым, 1938 год, загадочные убийства и следователь, их раскрывающий. А третья линия – это современность: 2017 год, Петербург, психиатр, который старается помочь больному, одержимому странными видениями. Все линии прописаны здорово и профессионально. Книжку невозможно закрыть – хочется узнать, чтобы будет дальше.

Заглянуть в прошлое – и разглядеть ответы на грядущее

"Сейчас явная тенденция не только в литературе, но и вообще во всех видах искусства: заглянуть в прошлое, чтобы там разглядеть ответы на происходящее в настоящем – или понять, почему мы задаем те или иные вопросы уже к будущему. В этом смысле есть еще одна книга, претендующая на "Национальный бестселлер" - Михаила Трофименкова "XX век представляет. Кадры и кадавры". Это и не роман, и не история, а, скорее, публицистика. Взгляд с высоты птичьего полета на историю сложного века, причем, для разных стран и континентов", - рассказывает Вадим Левенталь.

Подобный взгляд, по мнению критика, теперь важен, поскольку сейчас во многих странах не просто переосмысляется история, но откровенно переписывается.

© Photo из архива «Культурной линии» / Alexei MelnikОтветственный секретарь литературной премии "Национальный бестселлер" Вадим Левенталь
Вадим Левенталь: в русской литературе сейчас рождается что-то определенно новое - Sputnik Латвия
Ответственный секретарь литературной премии "Национальный бестселлер" Вадим Левенталь

"Разумеемся, что в России сейчас вообще никакой диктатуры нет и запретов тоже почти нет: все говорят, пишут, читают – чего хотят и как хотят. Это очевидно, как и то, что сейчас в мире происходит и реабилитация фашизма, и многого другого очень нехорошего. Причем, те же либералы окончательно запутались, критикуя, например, все, что было в советские годы.

Либералы говорят, что Маркс был плохой. Однако его произведения не просто читают, но их переиздают во всем мире, ими зачитываются люди, далекие от идеи марксизма-ленинизма, и во многих капиталистических моделях видят то, о чем писал Маркс. Сталин был плохой. Конечно. Но войну мы выиграли. Гагарин в космосе побывал. Россия стала ядерной державой. Были построены километры нового жилья – для бездомных. Школы открыли. Читать всех научили. Никто не говорит, что хороши были, например, репрессии, но и мифов о страшном советском прошлом чересчур много – вроде того, что Сталин расстрелял 60 миллионов человек", - считает писатель.

Как Гитлера хорошим делают

Причем люди, изо всех сил старающиеся посильнее пинать "все то плохое", сами же загоняют себя в тупик. Отсюда и появляется желание писать такие книги, как у Дмитрия Быкова о Власове.

Музей, посвященный Высоцкому, в стенах Балтийской международной академии - Sputnik Латвия
Уникальные материалы: книга "Высоцкий в Латвии" ищет издателя
"Конечно, для Быкова Власов – это совсем не "Пастернак" (за это произведение автор получил премию "Национальный бестселлер"). Для Быкова был "проклятый Сталин и коммунисты" – и все очень плохие. Значит, должны быть и хорошие. Логично, что хорошие – это те, кто борются с плохими.

Вот и докопались до того, что Власова хорошим сделали и, конечно, Гитлера, который, если бы не "переборщил с евреями", то был бы радостно принят всей Россией. Гитлер же боролся с кровавым коммунистическим режимом. А в такой борьбе, судя по Быкову, все методы хороши: ведь против плохих они направлены. Конечно, такие речи вполне себе уместны в мире, где происходит явная попытка реабилитации фашизма, причем, не только в Европе", - отмечает Левенталь.

Писать – это больше чем автор "колонки в газете"

По мнению Левенталя, писатель любых взглядов, если он действительно живет литературой, а не занимается тем или иными видом пропаганды, должен на все смотреть выше "актуальной колонки в газете".

Тот же Владимир Сорокин, который раньше был мастером литературной игры, пропал как писатель после "Дня опричника" - "на актуальную тему". А, например, такие книги, как "Укус ангела" Павла Крусанова не просто помнят, но будут читать еще многие годы, и переиздается роман регулярно.

Презентация монографии Александра Малнача Лия Красинская и её время  и книги воспоминаний Лии Эммануиловны Красинской Так было. Этюды из моей жизни   - Sputnik Латвия
Этюды неординарной судьбы: в Риге состоялась презентация книги о Лии Красинской
"Литература, если мы говорим о ней в самом широком смысле, это очень многое. Четкий пример настоящей русской литературы – книга Леонида Юзефовича "Зимняя дорога": в очень маленьком эпизоде Гражданской войны описывается все максимально подробно. В капле воды Юзефовичу удалось разглядеть весь конфликт Гражданской войны в целом и показать нам, как он влияет на происходящее теперь, почему мы до сих пор живем в "пространстве противостояния".

Нет сейчас Горького, который бы написал в XXI веке роман, сопоставимый по уровню с "Жизнью Клима Самгина", или Толстого с "Хождениями по мукам". Но при этом видно, как сейчас рождается что-то определенно новое. И это, конечно, интересно. Разумеется, если это литература", - говорит Вадим Левенталь.

Лента новостей
0