Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Америкс: свои 27 млн тонн грузов Рижский порт получит, с Россией или без

Председатель правления Рижского порта Андрис Америкс против ослабления роли муниципалитетов в управлении портами

РИГА, 8 мар — Sputnik. Конечная цель новых властей Латвии – приватизация крупных портов, допускает председатель правления Рижского свободного порта Андрис Америкс. По его мнению, эта инициатива потребует не только изменения законов, но и чревата требованием ЕК вернуть выделенное финансирование на развитие, пишет "Открытый город".

Семь раз отмерь…

Новый министр транспорта Латвии Талис Линкайтс настаивает на изменении принципов работы портов, усилив роль государства. В настоящее время государство делит управление крупными портами с соответствующими самоуправлениями. В правления Рижского и Вентспилсского свободного портов входят четыре представителя самоуправлений и четыре представителя экономики, финансов, сообщения и охраны окружающей среды и регионального развития. В правление Лиепайской Свободной экономической зоны, к которой относится и порт, входят три представителя министерств, три представителя самоуправления и трое рекомендованных городской думой местных коммерсантов.

Перевалка угля в Рижском порту - Sputnik Латвия
Стивидоры Рижского порта боятся лишиться российского угля

Андрис Америкс критически оценивает "революционный" настрой нынешних властей, по его мнению, в конечном итоге государство, получив контроль над портами, может их приватизировать.

"Допускаю, что это и есть конечная цель реформаторов. Но цена ее будет очень высокой. Поэтому повторяю: надо мерить, мерить и еще раз мерить, прежде чем отрезать", - сказал Америкс.

Он напомнил, что порты в Риге, Вентспилсе и Лиепае, а также связанные с ними предприятия, являются важной опорой экономики городов и одновременно крупнейшим работодателями. По его словам, эти аргументы брались во внимание, когда создавалась латвийская модель управления портами с заметным влиянием муниципалитета на развитие порта.

"Мы очень долго выстраивали взаимопонимание между государством и самоуправлениями, долго искали компромисс, который, наконец, всех устроил. Это же карманы одного пиджака — государство и самоуправления! А нам сегодня говорят: нет, самоуправления плохие, они не соответствуют нашим политическим взглядам, надо у них все отобрать". – сказал Америкс.

Председатель правления Рижского порта призывает взвешенно подходить к этому вопросу – прежде, чем отдавать порту под полную власть государства, необходимо просчитать возможные негативные последствия. А они есть, считает Америкс.

"Латвия взяла на себя целый ряд обязательств. Первое — по брюссельской директиве, до 2035 года в крупных портах у нас действуют свободные экономические зоны. Речь идет не о каких-то предприятиях, а о целых территориях. Если поменять закон, то этих СЭЗ больше не будет, ни в Риге, ни в Вентспилсе, ни в Лиепае", - указал он.

Кроме того, европейские деньги, включая обустройство Русского острова, были выделены не коммерческим предприятиям, а непосредственно управлению Рижского свободного порта для экологических и других функций.

"И если порты Вентспилса и Риги будут когда-нибудь перестраиваться на коммерческой основе, то примерно 200 миллионов евро придется возвращать Евросоюзу", - сказал Америкс, выразив надежду, что "ответственные за транзит политики найдут возможность познакомиться с цифрами, с юридической основой существующих вещей и хорошо подумают, прежде чем что-то отрезать".

Худший вариант для Рижского порта

У Рижского порта в настоящее время обширная программа развития – вплоть до 2028 года, поэтому изменение модели управления портом было бы крайне негативным фактором.

В программу развития вошел анализ рынка, прогнозы грузооборота, стратегия развития в четырех основных направлениях: перевозка пассажиров и грузов с высокой добавленной стоимостью, индустриализация, улучшение инфраструктуры и внедрение инноваций, а также оптимизация модели управления, рассказал Америкс.

Железнодорожная станция - Sputnik Латвия
Чернов: минимум 13 млн тонн грузов уйдут из Прибалтики в Приморск

По его словам, негативный сценарий для Рижского порта предусматривает снижение грузооборота в следующем десятилетии до 27 миллионов тонн, а оптимистичный - возвращение прежнего оборота в 41 миллион тонн. В обоих сценариях важная роль отводится контейнерным перевозкам, которые являются самым быстрорастущим сегментом грузов в Латвии. За последние десять лет их объем вырос в два раза. Также учтен хороший потенциал развития пассажирских перевозок.

"Даже в самом крайнем случае, при самой плохой мировой конъюнктуре, Рижский порт будет оперировать примерно 27 миллионов тонн, что говорит о том, что направление восток-запад никуда не исчезнет. Будет Путин, не будет Путина, будет Лукашенко, не будет Лукашенко, будет Порошенко или кто-то другой, Рижский порт все равно останется", - заявил Америкс.

По его словам, и сейчас у Риге стоят полные вагоны с углем, примерно 400 тысяч тонн.

"Их негде отгружать, часть из них Рига отправила в Вентспилс, но и там не справляются. Да, Россия говорит: у нас свой путь, своя политика. Но и у нас своя: если россияне не справляются с грузами, мы всегда готовы помочь", - заверил Америкс.

Поможет ли Беларусь

Также Америкс в интервью "Открытому городу" прокомментировал возможный визит президента Беларуси Александра Лукашенко в Латвию и возможности увеличения транзита грузов за счет белорусских производителей.

Рыбаки в порту Лиепаи. - Sputnik Латвия
Без особых надежд: Литва не поможет Латвии заменить грузы из России белорусскими

По словам Америкса, визит Лукашенко может дать дополнительный толчок для увеличения рабочих мест и доходов государства.

"Конечно, этот эффект был бы значительно больше, если бы литовцы к этому времени построили железную дорогу от Мажейкяя до Реньги. Но рано или поздно это произойдет. Тогда эффект от контактов с белорусами будет довольно серьезный", - сказал Америкс.

Но и сейчас потенциал взаимоотношений Латвии с Беларусью большой, уверен он.

"Дополнительно к традиционным грузам, которые оттуда идут, может возникнуть целлюлоза. В Беларуси сейчас строят большой целлюлозный комбинат, продукция которого пойдет на экспорт. Планируются очень большие объемы. Дерева у них много. Возможно, визит Лукашенко внесет ясность в наши дальнейшие планы. Так что все нормально", - заключил он.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
ԱրմենիաՀայերենАрмянскийАҧсныАҧсышәалаАбхазскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский