Без особых надежд: Литва не поможет Латвии заменить грузы из России белорусскими

Подписаться
Восстановление железнодорожной линии Мажейкяй - Реньге вряд ли поможет Лиепайскому порту привлечь больше грузов из Беларуси, когда уйдет российское зерно

РИГА, 7 фев — Sputnik. В Лиепайском порту не питают особых надежд на увеличение грузооборота в связи с восстановлением железнодорожной линии Мажейкяй - Реньге, пишет diena.lt.

Окончательные результаты конкурса на восстановление этого участка железной дороги еще не оглашены. Самую низкую цену предложило предприятие Skinest Baltija, которое контролирует эстонская фирма Skinest Rail.

Разобранная железная дорога - Sputnik Латвия
А нас за что? Разобранные рельсы как символ единства балтов

Однако у литовской комиссии по координации охраны важных для национальной безопасности объектов возникли вопросы к Skinest, руководство которой якобы связано с Россией.

Однако рано или поздно Литве придется восстановить рельсы на этой линии. Линия была разобрана более десяти лет назад, чтобы нефтепродукты с предприятия Orlen Lietuva в Мажейкяе шли не в Лиепаю, а в Клайпедский порт. За это Еврокомиссия наложила на Литву почти 28-миллионный штраф за нарушение конкуренции.

Пойдут ли грузы с Orlen Lietuva в более близкий Лиепайский порт, когда железнодорожное сообщение будет восстановлено? Такая возможность есть, однако в Лиепае порт не такой глубоководный, и его инфраструктура не настолько развита.

Чем заменить грузы из России

На данный момент около половины всего грузооборота в Лиепае приходится на латвийские грузы. Другая часть - транзит, в основном это российское зерно и немного уголь.

Однако порту приходится считаться с тем, что российские грузы из него уйдут. К тому же внутри Латвии Лиепае все сложнее конкурировать с Ригой и Вентспилсом, поскольку находящиеся там порты тоже пытаются компенсировать убыль российского транзита.

"В Латвии очень большая конкуренция между портами. Лиепайский порт неконкурентоспособен, когда речь идет о массовых грузах, потому что у нас малые глубины. Кроме того, мы далеко, до нас грузы по железной дороге вести дороже как из России, так и из Беларуси", - объясняет один из членов правления компании Ekers Stividors LP в Лиепайском порту Гатис Светиньш.

Надежды мало

По мере ухода российского транзита Лиепая все чаще смотрит в сторону Беларуси.

Если белорусские грузы смогут идти в Лиепаю через Литву, по участку Мажейкяй - Реньге, то расстояние до этого порта значительно сократится.

Адвокат Мария Ярмуш - Sputnik Латвия
Ярмуш: у иска Литвы в ЕК о штрафе за разобранные рельсы нет шансов

Сейчас грузы из Беларуси в Лиепайский порт идут через Даугавпилс, таким путем от Минска до Лиепаи 700 километров. Если грузы пойдут через Литву, то расстояние сократится до 560 километров. Для сравнения, от Минска до Клайпеды примерно 500 километров.

В Лиепае такую схему уже проанализировали и отнеслись к этому скептически. Есть опасения, что из-за приоритетности Клайпедского порта к перевозке грузов, которые пойдут через Литву в Латвию, будет применяться большая наценка.

"У нас нет каких-то особых надежд в связи с восстановлением железнодорожной линии Мажейкяй - Реньге. Везти грузы по железной дороге по территории нескольких стран из-за разных операторов намного сложнее, чем доставлять по территории одной страны", - объясняет Светиньш.

Более десяти лет назад Латвия просила Литву открыть прямую линию в Вентспилсский порт. Она бы примерно на сто километров сократила расстояние из Беларуси до Вентспилсского порта. Литва не согласилась пропускать через свою территорию грузы, которые идут в Латвию.

Лента новостей
0