РИГА, 14 фев — Sputnik. Уголовное дело по факту возможного участия Гербертса Цукурса в уничтожении евреев было начато еще в 2006 году. Следствие велось по статье 71 Уголовного закона Латвии — "геноцид", и вот спустя двенадцать лет в деле поставлена точка: Генеральная прокуратура Латвии не нашла в действиях Гербертса Цукурса состава преступления.
В связи с окончанием уголовного процесса родственники легендарного латышского летчика могут возобновить борьбу за то, чтобы Гербертс Цукурс был перезахоронен на Братском кладбище в Риге, пишет la.lv.
"В действиях Гербертса Цукурса не обнаружен предусмотренный статьей 71 УЗ состав преступного деяния, а также в ходе уголовного процесса не было установлено ни одной конкретной персоны или живого человека, в связи с действиями которого и его возможным участием в какой-либо акции по массовому уничтожению людей еврейской национальности было бы основание или необходимость вести дальнейшее расследование", — говорится в заключении прокурора отдела по особо важным делам Генпрокуратуры Монвида Зелча.
"Мы не говорим о том, в чем его можно упрекнуть или нельзя, мы говорим о том, можно ли что-то доказать в отношении него. Мы оценили это дело, так насколько хорошо это было возможно сделать спустя 80 лет. В связи с этим, по крайней мере на мой взгляд, его участие в геноциде не доказано. Не установлен ни состав преступного деяния, ни его объективная, ни его субъективная сторона", — указывает в разговоре прокурор Зелчс, который перенял дело Цукурса от своего коллеги, занимавшегося им ранее.
В ходе рассмотрения дела прокуратура делала международные запросы о правовой помощи в разные страны. Из старых расследований известно, что в 1969 году КГБ Латвийской ССР возбудил против Цукурса дело, но в 1982 году оно было отправлено на хранение в архив 10-го управления КГБ СССР.
Присланные Россией документы КГБ содержали практически только общие декларативные утверждения, и даже непонятно, рассказывал ли это сам свидетель, не говоря уже об обстоятельствах и причинах, во время которых эти показания были сделаны. По уголовно-процессуальному закону Латвии такие поверхностные материалы как доказательства не оцениваются.
С 2012 года многократно запрашивалась правовая помощь у Израиля, но оттуда вообще не было получено ответа. Относительно много документов прислала Бразилия, где Цукурс вместе с семьей жил с 1946 года. В 60-х годах бразильские еврейские организации пытались добиться выдачи Цукурса как военного преступника. Местная полиция тогда провела расследование, и Цукурс сам добровольно многократно ходил давать показания, пишет портал la.lv.
"Это расследование и квинтэссенция присланных документов показывает, что нет ничего такого, что можно было бы инкриминировать Цукурсу", — говорит прокурор Зелчс.
Как известно, в конце лета 1941 года Цукурс добровольно вступил в карательную команду Виктора Арайса. Именно бригада Арайса в конце 1941 года принимала участие в уничтожении обитателей Рижского гетто на Румбуле и в других похожих акциях.
На вопрос, может ли само по себе участие в команде Арайса свидетельствовать о преступлении, прокурор Зелчс ответил отрицательно. "Нет, это нельзя автоматически трактовать как преступление. Должно быть конкретное, доказанное деяние", — сказал он.
В свою очередь, дочь Гербертса Цукурса Антинеа Долорес Цукурс-Ризото, проживающая в Бразилии, решение Генеральной прокуратуры о закрытии дела рассматривает как юридическую оценку ситуации, которая снимает моральные препятствия для того, чтобы отец был похоронен на Братском кладбище.
Однако директор Агентства по памятникам Гунтис Гайлитис, которое занимается обхозяйствованием Братского кладбища, объяснил, что пока к нему с подобными просьбами никто не обращался. И с решением Генеральной прокуратуры он тоже пока не ознакомился. Агентство может начать работать только после того, когда все документы будут в порядке. Главное — будет оценена роль Цукурса как солдата, как участника войны за независимость и его заслуги в ней.
"Такие дела мы рассматриваем очень скрупулезно. С такими, как кавалер военного ордена Лачплесиса Янис Лавениекс, как Рудольфс Бангерскис или Вилнис Янумс все ясно. Дело Цукурса мы пока не изучали", — отметил в разговоре с журналистами Гунтис Гайлитис.
Напомним, что в 2011 году дочь Цукурса уже заявляла о своем желании перезахоронить своего отца на Братском кладбище в Риге, но если это невозможно, то "он будет находиться там, где сейчас - на кладбище, где вместе с ним находятся тысячи бразильцев". Тогда в пользу перезахоронения высказались Военный музей, Национальное авиационное общество, Комитет Братского кладбища и Объединение офицеров. В свою очередь, президентская комиссия историков и мэр Риги выступили против.
Однако во время нацистской оккупации Цукурс, по некоторым сведениям, участвовал в осуществлении Холокоста. В 1965 году в Уругвае он был убит агентами израильской спецслужбы "Моссад". По официальной версии израильской спецслужбы, офицер расстрельной команды SD Цукурс был выслежен в Уругвае чудом уцелевшим евреем рижского гетто, в котором он потерял всю семью.