РИГА, 15 ноя — Sputnik. Население стран Балтии в большей степени ориентировано на оказание услуг, а не на производство продуктов, показало глобальное исследование предпринимательства, проведенное компанией Amway, пишет la.lv.
В Латвии предпочли бы вести бизнес в сфере услуг 60% жителей, в Эстонии 62%, в Литве 63%.
В Евросоюзе данные несколько отличаются - 54% европейцев предпочли бы оказывать услуги, о 46% больше ориентированы на производство.
Среди тех стран, где доля предпочитающих производство выше, чем в Латвии, Россия (50%), Китай (50%), Индия (51%), Греция (60%).
Как объяснил научный сотрудник Рижской высшей школы экономики Айварс Тимофеевс, желание жителей оказывать услуги, а не производить товары, можно объяснить тем, что производство зачастую ассоциируется с большими инвестициями, а значит, с большими рисками. А услуги большинству людей кажутся проще и понятнее.
Следует добавить, что такая пропорция соответствует структуре латвийского ВВП, большая часть которого (75%) приходится именно на услуги.
Лучше вживую и с прибылью
Интересно, что в Латвии, как и во всем мире, люди не склонны использовать цифровые технологии в ведении бизнеса и предпочитают оказывать услуги, обслуживая клиентов лично, а не в виртуальной среде. В Латвии об этом заявили 78% респондентов, в Литве 76%, в Эстонии 72%, в Евросоюзе в целом в среднем 75%.
Больше всего тех, кто готов использовать цифровые возможности связи с клиентами, в Китае - там 47% предпочли бы виртуальные, а не личные контакты.
Желание обслуживать людей вживую Тимофеевс объясняет культурно-историческими причинами.
"В Латвии люди больше ориентированы на коллектив и коммуникацию; и в предпринимательстве это желание сохраняется и влияет на выбор жителей", - говорит эксперт.
Начиная бизнес, большинство латвийцев (73%) ориентируются на получение прибыли, а не на социальное предпринимательство. В соседних странах таких меньше: в Литве 59%, в Эстонии 64%. В среднем в ЕС этот показатель 60%.
В мире больше всего ориентированы на социальное предпринимательство в Дании (такой вид бизнеса предпочли бы 64%), США (57%), Греции (57%).
Важность прибыли для латвийцев объясняется восприятием того, что есть предпринимательство, считает Тимофеевс. Хотя жители хотели бы общаться и оказывать услуги вживую, что могло бы предопределить склонность к социальному предпринимательству, такой тенденции в Латвии не обнаружилось.
Он отметил, несмотря на то, что на прямой вопрос о прибыли люди отвечают общепринятыми шаблонами, их поведение в реальной жизни может отличаться - и сравнительно много людей могут вовлекаться в предпринимательские проекты социального характера.
Дух предпринимательства на подъеме
По сравнению с прошлыми годами в Латвии вырос общий индекс духа предпринимательства (Amway Entrepreneurial Spirit Index), то есть готовности и желания начать свое дело. В 2017 году он составил пятьдесят пунктов из ста, в 2016 году - 47, в 2015 году 45 пунктов.
В Латвии этот показатель несколько выше, чем в мире в целом (47) и значительно выше, чем в среднем в ЕС (42).
На этой неделе с 12 по 18 ноября весь мир отмечает Глобальную неделю предпринимательства, которая должна способствовать экономическому развитию и повышению уровня жизни людей.
По всему миру проводятся мероприятия, которые должны вдохновить людей раскрыть свой потенциал и начать собственное дело.
Исследование Amway проводилось уже в восьмой раз. В 44 государствах мира по телефону и при личном общении были опрошены 48 тысяч 998 человек в возрасте от 14 лет.
Компания Amway занимается прямыми продажами, ее доходы в прошлом году достигли 8,6 миллиарда долларов США.