РИГА, 29 окт — Sputnik. Четырехлетний путь 12-го Сейма близится к концу: полномочия этого созыва закончатся шестого ноября. В этот раз избиратели решили серьезно обновить состав парламента, так что для двух третей депутатов эта неделя в парламенте станет последней. Кто-то из них не получил народной поддержки, а кто-то вовсе не выдвигал свою кандидатуру.
Большинство депутатов, которых в новом Сейме не будет, покидают здание парламента с чувством хорошо сделанной работы, пишет skaties.lv.
Уходят с чувством удовлетворения
"Желаю успехов следующему Сейму. Конечно, нужно признать, что в известном смысле это облегчение не участвовать во всем том, что сейчас происходит в контексте формирования правительства. Потому что, к сожалению, похоже, что то, что мы видим в СМИ, - это не то, что происходит внутри", - указала непереизбранный депутат Инга Бите (Латвийское объединение регионов).
"Я покидаю парламент с чувством честно выполненной работы, потому что я добросовестно выполняла обязанности депутата во всех комиссиях, где я представляла свое политическое мнение; на всех пленарных заседаниях я никогда не боялась выражать свое мнение", - говорит Ингуна Судраба ("От сердца - Латвии").
Доступ к законодательному процессу депутат от Латвийского объединения регионов Арвидс Платперс называет "колоссальным опытом".
Депутат СЗК Янис Клаужс находится в хорошем настроении, хотя он и поставил под сомнение результаты выборов. Сдаваться он не собирается, нежелание Центральной избирательной комиссии пересчитать голоса он оспорил в суде, но Клаужс не унывает.
"Знаете, разве я выгляжу разбитым или морально сокрушенным? Депрессии у меня нет", - отметил он.
Смешанные чувства
Представители других политических сил испытывают смешанные чувства.
"Я пытался делать, что мог. Есть известное удовлетворение, но есть и известное огорчение", - заявил Ринголдс Балодис, который баллотировался от Нацблока.
В целом он думает, что партию избиратели оценили не так уж плохо, учитывая общее отношение к работе коалиции.
Работа в 12-м Сейме принесла удовлетворение Лолите Чигане ("Единство"): она руководила Комиссии по европейским делам, где принимались важные решения касательно участия Латвии в ЕС.
"Мы также видели, как национальные парламенты могут участвовать в принятии этих решений. Но, конечно, есть и горечь о том, что в этом Сейма очень важные дела, необходимые для развития общества, продвигались очень сложно", - говорит Чигане, которая планирует участвовать в политике и вне Сейма.
Гунарса Кутриса беспокоится о том, кто придет на его место.
"Я бы мог и посмеяться, если будет интересно. Но мне жаль Латвию. Я очень надеюсь, что разум победит и большой смуты не будет. По крайней мере, на начальном этапе, - рассказал Кутрис.
Чего удалось достичь
На вопрос о достижениях не все отвечают перечислением важнейших решений 12-го Сейма.
"Мне трудно их назвать, потому что парламент фактически не участвовал в принятии таких особенно значимых решений. Я неоднократно говорила на дебатах, что парламент в Латвии не работает так, как следует работать законодателям. Парламент боится надзирать за деятельностью исполнительной власти", - говорит Судраба.
Янис Клаужс напротив считает, что за время работы этого созыва появилось очень много хороших законопроектов. Ему лично больше всего нравится решение сделать день визита Папы Римского выходным.
"Очень много людей смогли встретиться с понтификом лично и получить его благословение, так же как его получило все наше государство", - рассказал Клаужс.
Среди важных решений, названных уходящими парламентариями, выделение двух процентов ВВП на оборону, ограничение быстрых кредитов, открытие "мешков ЧК", создание Аналитической службы Сейма, а также принятие Закона об административной ответственности, который заменит Кодекс административных правонарушений.
"Большим достижением пытаются представить открытое голосование (на выборах президента). Неплохо, что оно есть. Но и ничего особенно хорошего от этого нет. Это не системные перемены", - считает Балодис.
Мнения о реформе здравоохранения тоже разошлись. Опрошенные парламентарии высоко оценивают увеличение финансирования отрасли, но критикуют то, что плательщики налога на микропредприятия останутся не получат доступа к полной картине медицинских услуг.
Неоднозначно оценивают и реформу образования. Одни делают упор на переводе обучения на латышский язык, другие недовольны закрытием сельских школ.
"Если нам не хватает денег на поддержку школ, тогда, извините, под вопросом существование этого государства в принципе. Такими решениями мы подрываем основы своего государства", - считает Клаужс.
Что сделать не успели
В списке несделанного называют следующее: не удалось запустить территориальную реформу, ввести муниципальные референдумы, оказать достаточную поддержку приемным родителям и расширить полномочия Госконтроля, чтобы это учреждение могло взимать убытки с должностных лиц.
"А значит, все еще боятся устроить систему так, чтобы каждый в государстве нес ответственность за принятые решения", - отметила Ингуна Судраба.
Согласия по поводу наследия 12-го Сейма нет, но вот по поводу компенсаций непереизбранным депутатам в размере трех месячных зарплат единодушия больше - парламентарии считают, что их нужно сохранить.
Администрация Сейма еще ведет подсчеты, сколько денег понадобится на эти компенсации, но речь может идти примерно о 420 000 евро.
"Эти компенсации не такие уж громадные. И я думаю, что у нас достаточно много депутатов предпенсионного возраста. Возникает вопрос, что теперь - этим людям идти и, примерам, вставать на учет безработных?" - спрашивает Лолита Чигане.
Про немолодых депутатов напомнил и Андрис Морозов из "Согласия".
"Многие, к примеру, уже в годах. Нужно думать, какую работу найти и как продолжать свою жизнь. Многие, возможно, пойдут на пенсию. Каждому свое. Но я думаю, можно и не платить", - говорит Морозов, который планируется вернуться в парламент уже 14-го созыва.
На пенсию собирается, к примеру, Янис Клаужс.
"Вы знаете, сколько мне лет? Мне уже пошел седьмой десяток, я пенсионер. Мне не нужно идти зарабатывать хлеб насущный. Слава Богу, я заработал пенсию", - отметил Клаужс.
Он считает, что компенсация больше нужна молодым депутатам, которым до пенсии далеко. Имея подушку безопасности, они могут пойти в бизнес-инкубатор и начать свое дело.
А вот Ринголдс Балодис на пенсию не собирается и думает, как будет зарабатывать. Он планирует интенсивно работать как университетский профессор и, возможно, возобновит адвокатскую деятельность.
"Если бы (на компенсацию) я смотрел с позиции, скажем, какой-нибудь тетушки в Бауске, я бы, конечно, ответил на таком жаргоне, который не показывают по телевизору. С другой стороны, этот процесс, конечно, очень пугает людей, которые долго работали в парламенте, им сложно сразу найти работу. Нужно менять сферу. Такую подушку безопасности следовало бы сохранить", - считает Ринголдс Балодис.
Гунарс Кутрис также вернется к работе в университете, а Арвидс Платперс работает в Музыкальной академии - он руководит двумя хорами.
Платперс не почувствовал бы дискомфорта, если бы компенсации не было, но рад, что она есть.
"У этой компенсации есть основания, потому что менять жизнь за один день однозначно непросто", - отметила Бите.