РИГА, 22 окт — Sputnik. Рижский порт построил новые терминалы – на острове Криеву, они должны избавить центр Риги от перевалки угля. Однако через несколько лет Латвия может избавиться от угля естественным путем - в Европе намерены отказаться от использования этого вида топлива, сообщает передача Русского вещания LTV7 "Личное дело".
Уголь является основным видом груза в структуре перевалки Рижского порта – за счет него латвийский транзит держится на плаву после ухода нефти и нефтепродуктов. Он дешевый в перевалке — и грязный в обслуживании, но в условиях сокращения грузопотоков выбирать не приходится.
Чтобы избавить жителей Риги от пыли и запахов, на острове Криеву построили четыре глубоководных причала и собственную железнодорожную станцию, мощности — до 20 миллионов тонн грузов. Однако окупятся ли эти инвестиции (150 миллионов евро) и будет ли у Латвии такой же поток транзитного угля, как сейчас, – сказать сложно. Поскольку Европа намерена отказаться от использования угля в энергетике, а Россия намерена развивать свою торговлю этим видом топлива со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, латвийский транзит может ждать новый удар.
В настоящее время через Ригу проходит 6% от всего экспорта российского угля. Основной покупатель – Евросоюз, туда направляется 83% угля из Риги. Тройка лидеров — Нидерланды (21%), Германия (20%) и Италия — 13%. Однако в прошлом году в Бонне по итогам Климатической конференции ООН 34 государства и региона и еще 24 компании вступили в Альянс против угля, обязавшись отказаться от использования этого вида топлива в энергетике и установить мораторий на новые угольные станции без технологий улавливания выбросов. В коалицию входят Голландия (21% поставок), Италия (13%), Бельгия (4%), Швеция (4%), Дания (3%), Франция (2%), Финляндия (2%). В декабре этого года в Польше состоится очередная конференция по климату, и ожидается, что к соглашению об отказе от угля присоединятся новые страны, в частности Германия – именно она является главным импортером российского угля в Европе.
"Главный вопрос заключается только в том, будет ли комиссия принимать решения достаточно быстро, чтобы выполнить требования Парижского соглашения", — говорит координатор политики угля из организации Climate Action Network Europe Джоанна Флисовска.
По мнению управляющего по развитию бизнеса RB Rail Каспарса Бришкенса, поскольку Россия не наращивает поставки угля в Европу и нет перспектив, что это произойдет, Рига могла бы уже в этом году почувствовать сокращение объемов перевалки, однако из-за ремонта в порту Усть-Луга часть груза, который обрабатывался в Петербурге, пришлась на Латвию. Но, как веревочке ни виться, исход один, считает Бришкенс.
"Латвия как транзитная платформа для этого потока может потерять значительные объемы. Я не скажу, что этот объем в течение пяти лет упадет до нуля. Но я не могу согласиться и с мнением порта о том, что этот объем сохранится на отметке чуть больше 10 миллионов. Я думаю, правда будет где-то посередине", - заявил он.
Россия уже заявила о планах увеличения объемов поставки своего угля на Восток – этому благоприятствует и ценовая конъюнктура. Глава Минэнерго РФ Александр Новак на совещании с участием президента РФ Владимира Путина в Кемерово 27 августа сообщил, что первый этап программы развития Восточного полигона предусматривает к 2019 году увеличение экспортных перевозок угля в восточном направлении до 125 миллионов тонн, в рамках второго этапа — до 180 миллионов тонн к 2024 году. РЖД за свои средства обязуются увеличить пропускную способность инфраструктуры в восточном направлении дополнительно до 210 миллионов тонн, в том числе по поставкам угля до 195 миллионов тонн к 2025 году.
Участники латвийского сектора транзита ищут другие виды грузов и других партнеров, которые могли бы заместить российскую базу, но считают, что в ближайшие пять лет ничего не изменится, и российский уголь они намерены возить "до победного конца".
"Наша система тарифообразования в Латвии — она кривая. Потому что сейчас в чем заинтересована Латвийская железная дорога или порты? В приросте грузоперевозок в тоннах. Они на словах говорят, что заинтересованы в других видах грузов, в контейнерах, но прибыль, их доход образуется с тонны. И это в корне заложено так, что если будет выбор между углем и контейнером — легче выбрать уголь. Я думаю, будем им заниматься столько, сколько он будет приходить", — говорит руководитель Латвийской ассоциации логистики Нормундс Круминьш.
Латвии достается то, что невыгодно России
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич, комментируя изданию "Слово и дело" перспективы латвийского транзита, заявил, что они видятся как "весьма плохие".
Межевич отметил, что перевалка угля остается одной из отраслей, на которых специализируется латвийский транзит. Но перевалка угля, во-первых, "всегда грязный транзит, потому что соблюсти экологические требования при этом практически невозможно". Во-вторых, с точки зрения экономического результата перевалка угля не самый выгодный вид транзита. Самый выгодный – обработка контейнеров.
"Россия проводит политику сосредоточения у себя наиболее выгодных грузов. Это, конечно же, не навалочные грузы и даже не уголь. Поэтому Латвии остается то, что, скажем так, не интересно переваливать через Усть-Лугу", - пояснил Межевич.
Он добавил, что строительство терминалов по перевалке угля достаточно долго окупается, поэтому российская сторона и не спешить со строительством специализированных мощностей по перевалке угля в Усть-Луге.
"Мы могли бы построить в Усть-Луге дополнительные угольные терминалы, но так как это долго окупается, было принято решение пока продолжать транзит через рижский порт", - указал эксперт.
При этом, по его мнению, нет оснований полагать, что Европа совсем откажется от использования российского угля, и этот вид транзита перестанет существовать на Балтике, но "на одном угле держать транзит будет весьма сложно", отметил Межевич.
Однако у Латвии нет другого существенного груза на сегодняшний день, сотрудничество с Китаем наладить не удалось, в том числе и по причине напряженных политических отношений с восточными соседями, по отношению к которым Латвия "постоянно демонстрирует ненависть". Пекин воспринимает это и на свой счет, считает Межевич.
"Когда спустя практически 30 лет после падения коммунистического режима каждое утро газеты выходят с заголовками, направленными на борьбу с коммунистами, китайские коммунисты не могут это не рассматривать как указание на неразумность правительства Латвии, которое рубит сук, на котором сидит. Поэтому я бы в целом рассматривал перспективы транзита через Латвию как весьма плохие", - заключил эксперт.